Plaine au mont Saint-Victor. Vue depuis le Valkro
1882-1885
Huile sur toile
58 x 71,5 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
1918, de la collection de I. A. Morosoff
Inv.: Ж-3412
Inv. GMNZI: 403
Мотив доминирующей над окрестностями Экс-ан-Прованса горы Святой Виктории стал одним из основополающих в творчестве Сезанна. В данной работе художник словно приглядывается к виду издалека, со стороны дороги Валькро, проходящей южнее горной гряды и ведущей от поместья отца Сезанна в Жа-де-Буффан к холму Бельвю. Художник не торопился «схватить» вид, осторожно «ощупывал» его с дальней перспективы. В скадрированный пейзаж попала широкая долина Арк, доминирующая над местностью гора Святой Виктории слегка смещена влево, на нее мягко наплывает невысокий хребет Сангль. Атмосфера жаркого дня передана здесь с особой достоверностью; возможно, в этом Сезанну способствовал недавний опыт тесного общения с импрессионистами, у которых он позаимствовал технику письма мелкими раздельными мазками. Одно из первых произведений с мотивом горы Святой Виктории, эта картина стала отправной точкой при сложении крупнейшего московского собрания работ Сезанна. В 1907 году Морозов заплатил за нее Воллару 13 000 франков.
Ал. П.
Поль Сезанн (Paul Cézanne)
1839, Экс-ан-Прованс —
1906, Экс-ан-Прованс
1906
Живописец рубежа XIX–ХХ века, оказавший огромное влияние на мастеров ХХ столетия, включая Анри Матисса, Андре Дерена, Пабло Пикассо. Выставлялся вместе со своими друзьями импрессионистами, однако в наше время его творчество относят обычно к постимпрессионизму.
Родился в Экс-ан-Провансе. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. В 1861 году отправился в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с Камилем Писсарро и Арманом Гийоменом. Встречался также с Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем, Пьером Огюстом Ренуаром. В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872–1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. В 1888–1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы — в Эксе. Поздний период творчества, обычно называемый синтетическим, отличали не только настойчивое стремление к конструктивности, но и возраставшая экспрессивность. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты.