Intérieur
1904
Huile sur toile
50 x 77 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
1918, de la collection de I. A. Morosoff
Inv.: Ж-3366
Inv. GMNZI: 282
В небольшой картине «В комнате» Вюйар трактует интерьер как одушевленную среду, с которой неразрывно связано человеческое существование. Художник открывает поэтическое начало в обыденной жизни. Поэтизация домашних сцен роднит художника с великими мастерами прошлого — Метсю, Вермером, Шарденом. Кажется, ни одна подробность быта не ускользает от внимания Вюйара. Заставляя зрителя рассматривать детали, живописец с тонким вкусом демонстрирует декоративные качества предметов. Воссоздавая перегруженный интерьер своего времени, художник достигает живописного единства, в котором каждый предмет, фигуры людей становятся элементами изысканного орнаментального узора. Обстановка комнаты, населяющие ее персонажи, цветущий сад за окном образуют прихотливую игру линейных арабесок. Соблюдая плоскостность построения картины, что было свойственно искусству модерна, Вюйар утонченным ритмом красочных пятен дает ощутить пространство интерьера. В этом небольшом произведении проявилась одна из главных особенностей работ художника — ощущение пространственной взаимосвязи, достигнутое прежде всего общей орнаментальностью картины. Кажется, будто узор обивки мебели, рисунок обоев и драпировок находят продолжение в благоухающем летнем саду за окном. При изображении деталей Вюйар умело избегает сухости и дробности, объединяя их в мягкий цветовой аккорд, что вызывает в памяти средневековые французские гобелены. Ритмическая согласованность линий и пятен заставляет вспомнить музыкальные произведения Дебюсси, на сходство музыки которого с картинами Вюйара указывали уже современники.
Жан-Эдуар Вюйар (Edouard Vuillard)
1868, Кюизо [Cuiseaux] — 1940, Ла Боль [La Baule]
1940
Французский художник, входивший в группу наби. Интимист, обладавший исключительно высоко развитым декоративным даром.
С 1878 года жил в Париже. Учился в лицее вместе с Кер-Ксавье Русселем и Морисом Дени. После короткого пребывания в Школе изящных искусств (класс Жерома) начал посещать Академию Жюлиана, сблизившись с Пьером Боннаром, Полем Рансоном, Полем Серюзье и Морисом Дени. Участвовал в создании группы наби (1889). Особенно близко сошелся с Боннаром, совместно с которым изучал живопись старых мастеров в Лувре и современных художников — в Люксембургском музее. Испытал влияние Поля Гогена. В 1890 году работал вместе с Боннаром и Дени в снимаемой сообща мастерской. Был знаком со Стефаном Малларме. В 1896 году начал работу над заказанным Амбруазом Волларом альбомом литографий «Пейзажи и интерьеры». С 1901 года выставлялся в Салоне Независимых, с 1903 по 1911 — в Осеннем салоне. Преподавал в Академии Рансона (1906). В 1917–1924 годах жил попеременно в Париже и Вокрессоне. В 1936 году вместе с Дени и Русселем исполнял декоративные росписи Дворца наций в Женеве. С 1937 года член Института Франции. Писал интерьеры, пейзажи, портреты, натюрморты, работал в театре.