Nature morte avec la danse
1909
Huile sur toile. 89.5 x 116 cm
Le musée de l’Ermitage
Справа внизу: Henri-Matisse 1909
Provenance
1918, de la collection de I. A. Morozov
Inv.: 9042
Inv. GMNZI: 360
Так у натюрморта образуется летящее завершение. Ничего подобного предшествующая живопись никогда не предлагала.
Анри Матисс питал особую привязанность к сложным, пространственно развернутым композициям, стоящим в шаге от того, чтобы сделаться интерьерами. Одним из наиболее выразительных примеров такого жанра явилась картина «Фрукты, цветы, панно «Танец»», которая выполнена как пространственный студийный натюрморт и неслучайно известна также под двумя другими названиями: «Натюрморт с «Танцем»» и «Интерьер с «Танцем»».
По-видимому, выстраивая постановку, Матисс сразу распределял роли и оставил центр – как в натуре, так и на холсте – для арабской двуручной белой вазы, способной удерживать цветы с самыми высокими стеблями. Рядом с ней – роскошные топинамбуры в черном кувшине поменьше. Эти два предмета, не лишенные антропоморфности, – словно персонажи, мужчина и женщина, танцующие друг перед другом на восточном ковре. Понадобилось еще подключение фруктов на прямоугольном подносе. Желтые лимоны, зеленые груши, оранжевый апельсин изображены c предельной обобщенностью и превращены в плоскостные пятна. Все эти детали, а наряду с ними часть стула у левого края, скрещенные планки подрамника – у правого, массивное основание мольберта за черным кувшином (на нем крепится панно «Танец») стабилизируют композицию, заряженную различного рода движениями. Бананообразные завитки на скатерти – своего рода эманация центробежных волн, идущих от двух букетов. Другой, более очевидный тип движения являют фигуры пляшущих нагих женщин в панно «Танец», их движение вторит той волне, что идет снизу, от букетов и всего стола в нижней части картины.
Анри Матисс
Танец (I)
1909
Холст, масло. 259,7×390,1
Музей современного искусства, Нью-Йорк
© Succession H. Matisse / Artists Rights Society (ARS), New York
В картине «Фрукты, цветы, панно «Танец»» парадоксально соединились плоскостность и трехмерность: от переднего ориентира, определенного по-сезанновски смятой розовой салфеткой, уходит в глубину плоскость большого стола, покрытого скатертью. Так выстраивается сжатая и насыщенная пространственная среда. Она ограничена другой плоскостью, образованной двумя огромными холстами: первой вариацией «Танца» и каким-то еще не начатым, повернутым лицом к стене – намек на будущий декоративный ансамбль для С. И. Щукина.
К жанру студийного натюрморта-интерьера Анри Матисс обратился еще в «Уголке мастерской» (1900, частное собрание, Париж). Теперь, работая над «Фруктами, цветами, панно «Танец»», он ввел в картину изображение собственного произведения, точнее – первого варианта «Танца» (1909, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Картину нередко датируют концом 1909 года, однако Матисс приступил к ней значительно раньше. Уже весной С. И. Щукин, увидев первый вариант панно, выразил в письме художнику свое восхищение: следовательно, оно было достаточно проработано. Этот вариант с едва нанесенными контурами фигур виден на снимке американского фотографа Эдварда Стайхена, запечатлевшего Матисса в работе над данным натюрмортом.
Эдвард Стайхен
Анри Матисс пишет “Танец”
1909
В дальнейшем работа над обоими полотнами – первым вариантом «Танца» и «Фруктами, цветами, панно «Танец»» – велась параллельно, либо, что более вероятно, художник по-настоящему сосредоточился на натюрморте уже после окончания первой версии «Танца».
Обычно и в картине, и в фотографии Стайхена видят изображение мастерской в Исси-ле-Мулино, куда Матисс переехал в конце лета 1909 года. Однако такому предположению противоречит письмо С. И. Щукина от 31 марта того же года, отразившее посещение им мастерской художника на бульваре Инвалидов. Это письмо скрепляло договор о создании двух панно: «Танец» и «Музыка». Первый вариант, как показывает натюрморт, почти закончен, но еще не сошел с мольберта, что и дает основание считать временем исполнения натюрморта март 1909 года.
1909
Анри Матисс в мастерской на бульваре Инвалидов пишет картину «Фрукты, цветы, панно «Танец»».
1910
Картина «Фрукты, цветы, панно «Танец»» экспонирована на выставке произведений Анри Матисса в Галерее Бернхейм-Жен в Париже (№ 64), при посредничестве которой ее в том же году за 5000 франков покупает у художника И. А. Морозов.
1918
Картина «Фрукты, цветы, панно «Танец»» национализирована вместе со всем собранием И. А. Морозова.
1919
Картина «Фрукты, цветы, панно «Танец»» входит во Второе (Морозовское) отделение МНЗЖ.
1928
Картина Анри Матисса «Фрукты, цветы, панно «Танец»» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ.
1948
Картина Анри Матисса «Фрукты, цветы, панно «Танец»» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа.
Художественный стиль: Индивидуальный стиль Анри Матисса, сложившийся с окончанием фовистского движения
Описание: Обобщенность деталей и культивирование чистого цвета, развитые в годы фовизма, соединились с повышенным вниманием к структурности композиции и равновесию всех ее составных частей.
Образ/мотив: Картина в картине
Распространенность образа/мотива: К этому приему, встречавшемуся уже в искусстве старых мастеров, Анри Матисс прибегал чаще, чем они, находя в нем не столько сюжетно-смысловые или символические подсказки, сколько новые ресурсы более динамического звучания своих произведений.
Описание: Подключение к большому натюрморту такой фоновой детали, как огромное панно «Танец», решительно расширяло жанровые горизонты картины, заранее ограждая ее от интимизма и камерности – жанровых качеств, свойственных как натюрморту, так и интерьеру. Кроме того, то была своего рода проекция в будущее. Мотив танца, задорно прозвучавший в ключевой фовистской картине «Радость жизни» (1905–1906), определит динамизм двух «Танцев» 1910 года (Музей современного искусства, Нью-Йорк и Государственный Эрмитаж), которые в свою очередь, спустя два года, послужат «настройке» больших композиций Матисса («Настурции и Танец», 1912, вариации в Музее Метрополитен, Нью-Йорк и ГМИИ).
Анри Матисс
Радость жизни
1905–1906
Холст, масло. 175×241
Фонд Барнса, Филадельфия
Анри Матисс
Настурции и картина «Танец»
1912
Холст, масло. 191,8×115,3
Музей Метрополитан, Нью-Йорк
© Succession H. Matisse / Artists Rights Society (ARS)