NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

CollectionHenri Matisse  Still Life with The Dance

Henri Matisse
Still Life with The Dance
1909
Oil on canvas. 89.5 x 116 cm
The State Hermitage Museum

Справа внизу: Henri-Matisse 1909


Provenance

1918, from the collection of I. A. Morozov


Inv.: 9042

Inv. GMNZI: 360

Description
Still Life with The DanceStill Life with The Dance
Henri Matisse
Still Life with The Dance
Увеличить

Так у натюрморта образуется летящее завершение. Ничего подобного предшествующая живопись никогда не предлагала.

Анри Матисс питал особую привязанность к сложным, пространственно развернутым композициям, стоящим в шаге от того, чтобы сделаться интерьерами. Одним из наиболее выразительных примеров такого жанра явилась картина «Фрукты, цветы, панно «Танец»», которая выполнена как пространственный студийный натюрморт и неслучайно известна также под двумя другими названиями: «Натюрморт с «Танцем»» и «Интерьер с «Танцем»».

По-видимому, выстраивая постановку, Матисс сразу распределял роли и оставил центр – как в натуре, так и на холсте – для арабской двуручной белой вазы, способной удерживать цветы с самыми высокими стеблями. Рядом с ней – роскошные топинамбуры в черном кувшине поменьше. Эти два предмета, не лишенные антропоморфности, – словно персонажи, мужчина и женщина, танцующие друг перед другом на восточном ковре. Понадобилось еще подключение фруктов на прямоугольном подносе. Желтые лимоны, зеленые груши, оранжевый апельсин изображены c предельной обобщенностью и превращены в плоскостные пятна. Все эти детали, а наряду с ними часть стула у левого края, скрещенные планки подрамника – у правого, массивное основание мольберта за черным кувшином (на нем крепится панно «Танец») стабилизируют композицию, заряженную различного рода движениями. Бананообразные завитки на скатерти – своего рода эманация центробежных волн, идущих от двух букетов. Другой, более очевидный тип движения являют фигуры пляшущих нагих женщин в панно «Танец», их движение вторит той волне, что идет снизу, от букетов и всего стола в нижней части картины. 

Анри Матисс
Танец (I)
1909
Холст, масло. 259,7×390,1
Музей современного искусства, Нью-Йорк
© Succession H. Matisse / Artists Rights Society (ARS), New York

В картине «Фрукты, цветы, панно «Танец»» парадоксально соединились плоскостность и трехмерность: от переднего ориентира, определенного по-сезанновски смятой розовой салфеткой, уходит в глубину плоскость большого стола, покрытого скатертью. Так выстраивается сжатая и насыщенная пространственная среда. Она ограничена другой плоскостью, образованной двумя огромными холстами: первой вариацией «Танца» и каким-то еще не начатым, повернутым лицом к стене – намек на будущий декоративный ансамбль для С. И. Щукина.