Paysag à Pontoise. (Clos des Mathurins)
1875
Huile sur toile
58 x 71 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
1918, de la collection de I. A. Morosoff
Inv.: Ж-3410
Inv. GMNZI: 398
По мнению некоторых исследователей, холст написан под влиянием Камиля Писсарро, изображавшего в своей работе этот же мотив, но с несколько другой точки зрения. Об этом же свидетельствует и техника исполнения картины с преобладанием зеленоватых цветов и серебристым светлым небом, что указывает на влияние импрессионизма. В произведении наряду с работой кистью заметны следы мастихина, а этими приемами художник пользовался в пейзажах, исполненных до 1877 года. Сезанн неоднократно писал виды Понтуаза, близкие к «пушкинской» картине: такие пейзажи имеются в цюрихской галерее Нейперт и в музее в Вупперталь-Эльберфельд. Картина была приобретена в 1909 году И.А. Морозовым у Дрюэ за 13 000 франков.
Ал. П.
Поль Сезанн (Paul Cézanne)
1839, Экс-ан-Прованс —
1906, Экс-ан-Прованс
1906
Живописец рубежа XIX–ХХ века, оказавший огромное влияние на мастеров ХХ столетия, включая Анри Матисса, Андре Дерена, Пабло Пикассо. Выставлялся вместе со своими друзьями импрессионистами, однако в наше время его творчество относят обычно к постимпрессионизму.
Родился в Экс-ан-Провансе. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. В 1861 году отправился в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с Камилем Писсарро и Арманом Гийоменом. Встречался также с Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем, Пьером Огюстом Ренуаром. В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872–1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. В 1888–1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы — в Эксе. Поздний период творчества, обычно называемый синтетическим, отличали не только настойчивое стремление к конструктивности, но и возраставшая экспрессивность. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты.