Scène d\'intérieur
1869-1871
Huile sur toile
91 x 72 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
1918, de la collection de I. A. Morosoff
Inv.: Ж-3409
Inv. GMNZI: 395
Данное полотно вместе с близкой ему по живописи «Прогулкой» (частное собрание) было написано Сезанном в родном Эксе в середине лета 1870 года: в это время художник покинул Париж, к которому приближались прусские войска. Возможно, безмятежная атмосфера отцовского дома в Жа-де-Буффан, общество сестер подсказали Сезанну мысль написать картину в торжественно темной манере с вниманием к деталям быта и модным нарядам. С одной стороны, художник подражал старым мастерам, с другой — использовал композиции и позы из последних выпусков La Mode illustrée, на страницах которого можно встретить практически аналогичные группы фигур в кринолинах со сложной отделкой. Однако в картине, отсылающей к популярному тогда журналу мод, заключена сложность и даже таинственность. Фигуры изображены застывшими, их позы торжественны, движения рассчитаны. В собрании Морозова «Сцена в интерьере» была самой ранней картиной Сезанна. Несомненно, коллекционер приобрел ее целенаправленно и, по своему обыкновению, ожидал ее появления на рынке несколько лет. Возможно, впервые он увидел полотно на крупной ретроспективе мастера на Осеннем салоне 1907 года, а купил его лишь в 1913 году, уплатив за него 35 000 франков.
Ал. П.
Поль Сезанн (Paul Cézanne)
1839, Экс-ан-Прованс —
1906, Экс-ан-Прованс
1906
Живописец рубежа XIX–ХХ века, оказавший огромное влияние на мастеров ХХ столетия, включая Анри Матисса, Андре Дерена, Пабло Пикассо. Выставлялся вместе со своими друзьями импрессионистами, однако в наше время его творчество относят обычно к постимпрессионизму.
Родился в Экс-ан-Провансе. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. В 1861 году отправился в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с Камилем Писсарро и Арманом Гийоменом. Встречался также с Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем, Пьером Огюстом Ренуаром. В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872–1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. В 1888–1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы — в Эксе. Поздний период творчества, обычно называемый синтетическим, отличали не только настойчивое стремление к конструктивности, но и возраставшая экспрессивность. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты.