Вид парка Монсури
около 1910
Холст, масло
46 х 38 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
До 1912 в галерее А. Воллара, Париж; в 1912 приобретена С.И. Щукиным у Воллара, Париж. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3332
Инв. ГМНЗИ: 199
Картина относится к часто встречающемуся у Руссо типу камерного пейзажа с изображением видов парижских парков. Среди них парк Монсури на южной окраине Парижа, создававшийся в 1860–1870-е годы, был для мастера одним из излюбленных сюжетов, наполненных, кроме прочего, личными ассоциациями: здесь пролегал путь Руссо на службу, на городскую таможенную заставу. Именно поэтому видов этого парка особенно много среди работ художника, и создавались они на всем протяжении его творчества. Еще в 1895 году он представил картину на этот сюжет в Салоне независимых, однако произведение из собрания С.И. Щукина относится скорее к завершающим годам жизни Руссо.
Хотя художник начинал произведение с тщательных натурных зарисовок, работа над холстом завершалась в мастерской. Возможно, этим объясняется несоответствие масштабов элементов пейзажа и выглядящих игрушечными фигурок прогуливающихся. По этой причине деревья, заборы и постройки приобретают неожиданные для небольшого холста гигантские размеры. Зритель вместе с художником превращается в ребенка, попавшего в общество кукольных военных и их спутниц. Наивная «детскость» мастера-самоучки оборачивается философской инверсией.
Картина была приобретена С.И. Щукиным вместе с самой крупной партией работ Руссо, включавшей пять картин.
Ал.П.
Анри Руссо (Таможенник Руссо) [Henri Rousseau (Le Douanier Rousseau)]
1844, Лаваль — 1910, Париж
1910
Французский художник-примитивист, обучавшийся живописи самостоятельно. Писал портреты, пейзажи, городские ландшафты.
В 1861 году, по окончании лицея, переехал из Лаваля в Анжер, где работал клерком. Служил в армии кларнетистом полкового оркестра. В 1868 году, досрочно демобилизовавшись, приехал в Париж, где поступил на службу в городскую таможню. В 1884 году получил разрешение копировать картины в Лувре, Люксембургском музее и Версале, что и стало его единственной художественной школой. В 1886 году продемонстрировал четыре работы в Салоне Независимых и с тех пор принимал участие в нем каждый год (кроме 1899 и 1900). Близкими себе живописцами считал Эдгара Дега, Поля Гогена и Одилона Редона. Излюбленными жанрами Руссо были портрет, портрет в пейзаже и городской ландшафт. В 1894 году познакомился с поэтом и драматургом Альфредом Жарри, который много сделал для популяризации живописного и литературного творчества Руссо и, в частности, придумал ему ставшее знаменитым прозвище — «Таможенник». В 1893 году вышел на пенсию и сосредоточился на живописи, которой занимался с утра до позднего вечера. Подрабатывал игрой на скрипке, составлением документов; изредка писал портреты на заказ. С 1905 года выставлялся в Осеннем салоне. Летом 1910 года повредил ногу и умер от заражения крови. Был похоронен на кладбище для бедняков.