Купанье
1894
Холст, масло. 91 x 72 см
国立プーシキン美術館、モスクワ
Происхождение
1910 – приобретена И.А. Морозовым в галерее А. Воллара, Париж, за 18.000 франков. До 1919 – собр. И.А. Морозова, Москва; затем 2-й Музей новой западной живописи. С 1923 – ГМНЗИ. С 1948 – ГМИИ.
Inv.: Ж-3414
В середине 1890-х годов Сезанн задумал создать монументальное полотно с обнаженными в пейзаже – некий синтезированнный образ вселенной. В серии этюдов, к которым относится и московская работа, художник пытался достичь гармонии в изображении обнаженных фигур и пейзажа: тела, деревья, очертания гор вдали составляют единый прочный каркас – опору мироздания. Торсы купальщиков вытянуты и очерчены гибкими прерывистыми линиями, позволяющими фигурам раствориться в окружающем пейзаже. Вместе с тем в этом полотне уже намечены «архитектурные» структурирующие функции природных мотивов, окончательно нашедшие воплощение в знаменитых «Больших купальщиках» (1905–1906) из коллекции Барнса в Мерионе (США).
Поль Сезанн (Paul Cézanne)
1839, Экс-ан-Прованс —
1906, Экс-ан-Прованс
1906
Живописец рубежа XIX–ХХ века, оказавший огромное влияние на мастеров ХХ столетия, включая Анри Матисса, Андре Дерена, Пабло Пикассо. Выставлялся вместе со своими друзьями импрессионистами, однако в наше время его творчество относят обычно к постимпрессионизму.
Родился в Экс-ан-Провансе. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. В 1861 году отправился в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с Камилем Писсарро и Арманом Гийоменом. Встречался также с Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем, Пьером Огюстом Ренуаром. В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872–1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. В 1888–1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы — в Эксе. Поздний период творчества, обычно называемый синтетическим, отличали не только настойчивое стремление к конструктивности, но и возраставшая экспрессивность. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты.