Trees in a park (Jas-de-Bouffan)
1885-1887
Oil on canvas
71,8 x 91,2 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
1918, from the collection of I. A. Morozov
Inv.: Ж-3413
Inv. GMNZI: 404
Расположенное неподалеку от Экса-ан-Прованса имение Жа-де-Буффан принадлежало семье Сезанн с 1859 по 1899 год. Художник работал там в этот период времени. Большая часть его пейзажей с видами имения исполнена в 1880-е годы. В данной картине строгие геометрические объемы домов контрастируют со свободно написанными, «вибрирующими» зелеными кронами деревьев и ослепительно синим небом. Наиболее близкими этой композиции считаются «Каштаны и ферма в Жа-де-Буффан» (1885–1887) из Провиданса, Род-Айленд, и пейзаж из частного собрания в Праге. Картина была приобретена И.А. Морозовым у А. Воллара в 1911 году за 28 000 франков.
Ал. П.
Поль Сезанн (Paul Cézanne)
1839, Экс-ан-Прованс —
1906, Экс-ан-Прованс
1906
Живописец рубежа XIX–ХХ века, оказавший огромное влияние на мастеров ХХ столетия, включая Анри Матисса, Андре Дерена, Пабло Пикассо. Выставлялся вместе со своими друзьями импрессионистами, однако в наше время его творчество относят обычно к постимпрессионизму.
Родился в Экс-ан-Провансе. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. В 1861 году отправился в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с Камилем Писсарро и Арманом Гийоменом. Встречался также с Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем, Пьером Огюстом Ренуаром. В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872–1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. В 1888–1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы — в Эксе. Поздний период творчества, обычно называемый синтетическим, отличали не только настойчивое стремление к конструктивности, но и возраставшая экспрессивность. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты.