Лето (В век гармонии)
Paper, colored_lithography
Размер листа: 420х538 мм
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
С 1927 — ГМНЗИ (приобретено в Москве); с 1948 — ГМИИ
Inv.: Г-112587
Inv. GMNZI: 379
В 1893 году Поль Синьяк приступил к работе над грандиозной живописной композицией (около 3х4 м), тему которой он представлял как достижение человечеством счастья. В этот период художник работал в Сен-Тропе. В жизни Франции конец XIX века был сложным временем: неустойчивый в политической сфере, наполненный акциями анархистов и отмеченный ростом либеральных умонастроений, которым Синьяк в тот момент был склонен симпатизировать. Первоначально он хотел дать своей работе парадоксальное название — «В век анархии». Однако после убийства президента республики Сади Карно в 1894 году умонастроения многих французов стали меняться в сторону большей толерантности, и Синьяк не был исключением. Он отходит от многих прежних суждений и, помимо прочего, решает переименовать свою картину и дать ей название «В век гармонии». Таким неожиданным образом происходит его обращение к вечной теме европейской культуры, золотому веку — сюжету, воспетому еще Гесиодом и Вергилием. Синьяк дает картине подзаголовок «Золотой век не в прошлом человечества, но в его будущем», в этом скорее следуя не пассеистскому настроению античных авторов, а идеям европейских социалистов-утопистов. Произведение мастера было встречено критиками с подозрением, поскольку в нем остались символы, которые использовались и анархистами — петух, игра в петанк (игра в шары) — и могли трактоваться по-разному в зависимости от позиции зрителя. Предполагается, что на образность композиции оказала влияние философия Шарля Фурье, одного из представителей утопического социализма, среди прочего считавшего, что технический прогресс освободит время для досуга.
Как и многие гравюры Синьяка, эта литография повторяет композицию его картины. Очевидно, она была создана вскоре после завершения живописного полотна.
Н.В.