Марио Тоцци (Mario Tozzi)
1895, Фоссомброне (Умбрия, Италия) — 1979, Сен-Жан-дю- Гар (Франция)
1979
Итальянский живописец, график, мастер монументально-декоративных росписей.
© FAI / East News
Выходец из семьи состоятельного врача, Марио Тоцци сначала учился на химика. Однако потом, осознав свое призвание, в 1913 году он поступил в Академию изящных искусств в Болонье, где его сокурсниками стали такие в будущем известные художники, как Джорджо Моранди и Освальдо Личини. В 1915 году он был призван в армию, участвовал в боях и был награжден медалью.
Демобилизовавшись в 1919 году, Тоцци женился на молодой француженке Марии-Терезе и уехал с нею в Париж. Обосновавшись в районе Сен-Жермен-де-Пре и ведя достаточно замкнутый образ жизни, он занимался поисками своего творческого почерка, переходя от импрессионистической и постимпрессионистической манеры к более пластически собранному письму. Тоцци, выставляясь в Салоне независимых, Осеннем салоне и Салоне Тюильри, был замечен критикой. В его пейзажах и картинах на тему «художник и модель» ощущается влияние как метафизической живописи, так и все более распространявшегося в то время неоклассицизма.
В Париже Тоцци встретился с бывшим однокурсником Личини и другими соотечественниками и организовал в 1926 году вместе с ними группу «Семеро из Парижа» (или «Итальянцы из Парижа»). Выставки группы, в которую входили Кампильи, де Пизис, Пареше, де Кирико, Савинио, Северини, вызвали интерес не только во Франции, но и в Италии: «итальянским парижанам» предложили участвовать в экспозициях недавно созданного мощного объединения «Новеченто» (Novecento Italiano, «Итальянский ХХ век»), ориентировавшегося на обновленную пластическую традицию.
Вторая половина 1920-х — 1930-е годы — один из самых успешных периодов в творчестве Тоцци. Его выставки прошли в Париже, Берлине, Будапеште, Афинах, Сан-Паулу и т. д., в 1935 году он был награжден орденом Почетного легиона, а вернувшись на родину в 1936 году, получил заказ на выполнение фресок для Дворца правосудия в Милане (1938). В 1940–1950-е годы Тоцци уже не так активно выставлялся как прежде, причиной тому были не только проблемы со здоровьем, но и творческий кризис. Художник увлекся графикой, и сама его живопись приобрела черты некоей графичности и декоративности, притом что темы ее остались прежними: «художник и модель» и «в мастерской». В 1971 году Тоцци вернулся в Париж, чтобы жить поблизости от родных, и спустя восемь лет скончался на юге Франции.