Паоло [Павел Петрович] Трубецкой (Paolo Troubetzkoy)
1866, Интра (Италия) — 1938, Палланца (Италия)
1938
Известный скульптор, мастер импрессионистической пластики, автор портретов и памятников выдающимся представителям культуры и политики, установленных в Европе и Америке.
Паоло Трубецкой родился в семье князя Петра Трубецкого, дипломата русского посольства в Италии. С детства окруженный творческой атмосферой, которую создала его мать Ада Винанс, американка, приехавшая во Флоренцию заниматься вокалом и дружившая с известными музыкантами, писателями и художниками, Паоло рано приобщился к искусству. Уже в 8 лет он вылепил из воска свою первую скульптуру — голову поющего старика. Несмотря на явный талант сына, отец настоял на том, чтобы после окончания школы в Милане он занялся изучением точных наук. В 1883 году Паоло впервые едет в Россию, где родственники по отцовской линии безуспешно пытаются приобщить его к изучению агрономии. В 1884 году, вернувшись в Милан, Трубецкой начинает посещать мастерские скульпторов Джузеппе Гранди, Донато Баркалья и Эрнесто Баццаро, но законченного художественного образования он в итоге так и не получил.
В 1885 году юноша покупает собственную студию в Милане и постепенно приобретает известность благодаря своим анималистическим скульптурам и заказным портретам.
Вторая половина 1880-х и начало 1890-х годов — непростой период в жизни Трубецкого, иной раз ему приходилось подрабатывать на ферме, чтобы достать денег не только на покупку необходимых материалов для творчества, но и на пропитание. На помощь семьи он уже не мог рассчитывать, поскольку к тому времени родители были разорены.
На сложение индивидуальной пластической манеры Трубецкого в эти годы отчасти оказали влияние так называемые боцетти — наброски с натуры, которым уделял особое внимание его учитель Джузеппе Гранди, а также знакомство молодого скульптора с произведениями Медардо Россо, выполненными в новой для того времени технике импрессионистической лепки.
В 1890 году Трубецкой принимает участие в конкурсе на проект памятника Гарибальди в Милане и получает первую премию. В 1891-м он предлагает к рассмотрению свой проект памятника Данте для города Тренто, который хотя и удостаивают денежной премии, но в итоге не позволяют воплотить.
Начиная с 1897 года Трубецкой становится постоянным участником Венецианской биеннале. В том же году он едет в Россию, приняв приглашение директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества князя Львова вести класс скульптуры, и уже осенью следующего года начинает свою преподавательскую деятельность в специально для него открытой мастерской.
Впервые Трубецкой выставляет свои произведения в России на XVIII периодической выставке Московского общества любителей художеств, где особый интерес публики и критики вызывает статуэтка «Лев Толстой на лошади». Друживший с писателем Трубецкой также исполнил в глине его портрет, переведенный позднее в бронзу.
В 1899 году скульптор уезжает в Петербург, где участвует в первой выставке журнала «Мир искусства». Тогда же его приглашают к участию в конкурсе на проект памятника императору Александру III, в котором он в результате одерживает победу. Работа над скульптурой продлится с 1900 по 1906 год. Торжественное открытие состоялось 23 мая 1909 года, но автор, слишком поздно получивший приглашение, не успел приехать на церемонию (к тому времени он уже несколько лет жил в Париже). Вокруг памятника разгорелись ожесточенные споры, так как многие увидели в нем карикатуру на монарха. Самого же скульптора иные его русские коллеги сочли дилетантом. С особенной язвительностью высказывались о нем представители Академии художеств. Несмотря на активную поддержку его кандидатуры Репиным, скульптор так и не был принят в ее почетные члены.
Паоло Трубецкой у памятника Александру III
1909
С искусством Трубецкого в Россию пришли новые веяния, в целом характерные для тогдашней современной европейской скульптуры, опиравшейся на опыт Огюста Родена. В середине 1900-х годов Трубецкой запечатлеет его в скульптуре. Портрет Родена и портрет историка Армана Дейо наряду с несколькими другими произведениями Трубецкого в Салоне 1906 года были более чем благосклонно восприняты художественной критикой, отмечавшей, что Трубецкой принес в Париж свой специфический жанр «портрета-статуи».
В 1914 году по приглашению одного из американских коллекционеров скульптор уезжает в США. Из-за начавшейся в Европе войны он решает остаться в Америке. До 1921 года Трубецкой живет в Голливуде, где у него имеется большая мастерская. В 1919 году по его проекту в Сан-Франциско был установлен памятник Данте, а в 1920-м в Лос-Анджелесе открылся монумент генералу Харрисону Грай Отису. Также в эти годы в Америке проходит целый ряд персональных выставок мастера.
В 1921 году Трубецкой возвращается в Париж, где его «импрессионистическая манера» уже воспринимается как устаревшая и слишком салонная. Однако он продолжает работать в жанре портрета и время от времени получает крупные заказы, в числе которых статуя Джакомо Пуччини для театра Ла Скала.
В 1932 году скульптор окончательно обосновывается в Италию. В 1933-м он создает портреты Бернарда Шоу и Муссолини, а также памятник «Павшим воинам» для главной площади города Палланца. В Италии, Египте и Испании проходят выставки его произведений. 12 февраля 1938 года Трубецкой скончался на своей вилле «Кабьянка» в Палланца.