В театре (Галерка в Театре Жимназ)
1900
Paper, colored_lithography
Размер оттиска: 25х19,8 см Размер листа: 35,2х27,8 см
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
С 1928 — ГМНЗИ (приобретено в Москве); с 1948 — ГМИИ
Inv.: Г-112357
Inv. GMNZI: 154
Традиционное название этой гравюры Эдуара Вюйара, принятое сейчас в литературе, — «Галерка в Театре Жимназ». Этот драматический театр был открыт в Париже в 1820 году; его название («гимназия» в переводе на русский) было обусловлено первоначальным назначением — он должен был служить местом для практики студентов драматических и оперных классов консерватории. Однако вскоре он превратился в профессиональный театр, в котором шли спектакли по произведениям всех ведущих драматургов современности. В начале ХХ века «Жимназ» стал одним из наиболее популярных «театров бульваров» в Париже. Гравюра Вюйара, насыщенная и сумрачная по колориту (что не вполне обычно для этого мастера), очень явственно передает атмосферу театрального действия; хотя лица зрителей не различимы (они представлены со спины), чувствуется, что внимание публики полностью поглощено происходящим на сцене, которая также скрыта за перегородкой ложи слева. Необычный смелый ракурс, избранный художником, отчасти предвосхищает приемы кинематографа и фотографии в стремлении передать ощущение момента.
Н.В.
Жан-Эдуар Вюйар (Edouard Vuillard)
1868, Кюизо [Cuiseaux] — 1940, Ла Боль [La Baule]
1940
Французский художник, входивший в группу наби. Интимист, обладавший исключительно высоко развитым декоративным даром.
С 1878 года жил в Париже. Учился в лицее вместе с Кер-Ксавье Русселем и Морисом Дени. После короткого пребывания в Школе изящных искусств (класс Жерома) начал посещать Академию Жюлиана, сблизившись с Пьером Боннаром, Полем Рансоном, Полем Серюзье и Морисом Дени. Участвовал в создании группы наби (1889). Особенно близко сошелся с Боннаром, совместно с которым изучал живопись старых мастеров в Лувре и современных художников — в Люксембургском музее. Испытал влияние Поля Гогена. В 1890 году работал вместе с Боннаром и Дени в снимаемой сообща мастерской. Был знаком со Стефаном Малларме. В 1896 году начал работу над заказанным Амбруазом Волларом альбомом литографий «Пейзажи и интерьеры». С 1901 года выставлялся в Салоне Независимых, с 1903 по 1911 — в Осеннем салоне. Преподавал в Академии Рансона (1906). В 1917–1924 годах жил попеременно в Париже и Вокрессоне. В 1936 году вместе с Дени и Русселем исполнял декоративные росписи Дворца наций в Женеве. С 1937 года член Института Франции. Писал интерьеры, пейзажи, портреты, натюрморты, работал в театре.