Жан-Эдуар Вюйар (Edouard Vuillard)
1868, Кюизо [Cuiseaux] — 1940, Ла Боль [La Baule]
1940
Французский художник, входивший в группу наби. Интимист, обладавший исключительно высоко развитым декоративным даром.
Семья отставного офицера Вюйара переехала из Кюизо в Париж, когда младшему сыну Эдуарду исполнилось 10 лет. В столице он учился в колледже Рокруа Сен-Леон [Collège Rocroy Saint-Léon], а затем перешел в одно из старейших учебных заведений Парижа — Лицей Кондорсе [Lycée Condorcet].
Жан Беро
Выход из Лицея Кондорсе
1903
Холст, масло. 51 х 65
Музей карнавале, Париж
В 1884 году умер отец Вюйара и, чтобы прокормить семью, мать открыла корсетную мастерскую. Ткани, с которыми работала мать и старшая сестра — а также дед и дядя, художники по текстилю, — будут впоследствии подсказывать Вюйару мотивы его живописи. После окончания Лицея школьный друг Эдуарда, Кер Ксавье Руссель, убедил его отказаться от военной карьеры; они оба начали заниматься в художественной мастерской Майара [Maillart] (1885). В 1888 году Вюйар с третьей попытки поступил в Школу изящных искусств, где вместе со школьным товарищем Морисом Дени недолго учился у Жерома [Gérôme]. Посещая параллельно класс Бугро [Bouguereau] в Академии Жюлиана [l’Académie Julian], он сблизился с Полем Рансоном, Полем Серюзье и, особенно, с Пьером Боннаром, вместе с которым изучал живопись старых мастеров в Лувре и современных художников — в Люксембургском музее. В дневниках Вюйара того времени значительное место занимают зарисовки полотен Симеона Шардена [Siméon Chardin] и голландцев XVII века.
В 1889 году Вюйар примкнул к друзьям, объединившимся по инициативе Серюзье в художественную группу Наби («пророки» на иврите), в которую вошли также Руссель, Дени, Боннар, Рансон и Анри Ибельс [Henri-Gabriel Ibels].
Вюйар, Боннар и Дени работали в 1891 году в общей мастерской; стремясь преодолеть академизм, они следовали по пути Поля Гогена и художников Понт-Авенской школы [École de Pont-Aven] с их отношением к цвету и форме как к проявлению чувств и интуитивных представлений художника. Значительное влияние на Вюйара, как и на всех наби, оказала японская ксилография, из которой он заимствовал такие приемы, как использование контура и однотонных красочных пятен, взгляд с высоты птичьего полета и т. д. Именно Вюйар — хоть и осознавал себя преемником традиций Клода Моне, Эдгара Дега и Пьера Пюви де Шаванна — исполнил серию наиболее смелых экспериментальных работ — маленьких «икон» на деревянных дощечках, в которых, предвосхищая фовизм, строил изображение на сопоставлении цветовых плоскостей предельно насыщенного тона (1890–1891).
Вскоре художник пришел к более спокойным тонам и орнаментальному богатству, уподобляя живописное полотно старинному гобелену («В саду»); параллельно он осваивал стилистику, отличающуюся геометрической строгостью построения («На диване», 1890–1893; «В комнате. Релэ», 1899).
Вюйара, как и Боннара, современники называли «интимистом», что, в частности, характеризует круг занимавших художника тем: интерьер или камерный уголок сада, в тишине которого люди мирно занимаются домашними делами; персонажем картины становится, как правило, кто-то из близкого окружения, особенно часто — мать художника.
Вместе с другими наби Вюйар выставлялся в галерее Ле Барка де Бутвиля [Le Barc de Boutteville], принимал участие в выставке «Свободная эстетика» в Брюсселе (1896).
Тео ван Рейссельберге
Афиша выставки «Свободная эстетика» в Брюсселе
1896
Литография. 90,5 x 68
Музей ван Эльсена, Брюссель
В эти годы художник также показывал свои картины в галерее Амбруаза Воллара, который заказал ему, а затем выпустил в виде альбома серию цветных литографий «Пейзажи и интерьеры» (1896–1898, музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Эдуард Вюйар
Обложка альбома “Пейзажи и интерьеры”
1899
Трехцветная литография. 57,4 х 44
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Вюйар пробовал себя и в прикладном искусстве: оформлял книги, театральные программы; исполнил, наряду с другими наби, эскиз витража для фирмы Тиффани [Tiffany] (1895).
В 1892 году Вюйар обратился к декоративно-монументальной росписи, которая среди его единомышленников считалась главным предназначением живописи. Он исполнил шесть панно для Поля Демаре [Paul Desmarais]; затем — по заказу Александра Натансона [Alexandre Natanson], старшего из братьев — издателей журнала «Ревю Бланш» [«Revue Blanche»], — создал цикл настенных панно на тему парижских общественных парков (1894, музей Орсэ, Париж).
Эдуард Вюйар
Два панно из серии «Общественные парки»:
Играющие девочки (справа) и Допрос (слева)
1894
Холст, темпера. Каждое панно размером 214,5 х 92
Музей Орсэ, Париж
© Bridgeman / Fotodom
Одновременно Вюйар активно работал над театральными постановками: оформлял спектакли в «Свободном театре» [Théâtre Libre] Андре Антуана [André Antoine], создавал декорации и костюмы к пьесам «Театра Творчества» [Theatre de l'Oeuvre], представлявшего новое для парижской сцены символическое направление и основанного товарищем художника по Лицею — актером и антрепренером Орельеном Люнье-По [Aurélien Lugné-Poe]. Вюйар был знаком и с одним из лидеров французского символизма Стефаном Малларме [Stéphane Mallarmé].
Хотя группа наби распалась на рубеже веков, художники, входившие в ее состав, продолжали тесно общаться. В 1899 году вместе с Боннаром и Русселем Вюйар посетил Венецию, а немного позднее — снова вместе с Боннаром — Испанию (1905) и Германию (Гамбург и Берлин, 1913).
С 1899 года Вюйар и Боннар начали сотрудничество с Галереей Бернхейм-Жён [Bernheim-Jeune], которое продлится 15 лет. В 1900 году у Феликса Валлоттона в Швейцарии Вюйар познакомился с женой партнера Галереи — Люси Эссель [Lucie Hessel], которая стала его патронессой, другом и моделью.
Эдуард Вюйар и Люси Эссель
Начало XX в.
Постоянный гость в доме Эсселей, художник проводил летние месяцы в их усадьбах на нормандском побережье и в Бретани, а в 1902 году предпринял вместе с ними путешествие в Голландию. Благодаря Эсселям, которых посещали представители артистической и деловой среды, круг заказчиков Вюйара расширялся. Он много работал на заказ, выполняя портреты, пейзажи, декоративные панно.
С 1901 года Вюйар выставлялся в Салоне Независимых, а в период с 1903 по 1911 год — в Осеннем салоне. Постепенно художник начал использовать более светлую палитру и отошел от подчеркнутой плоскостности своих ранних произведений. В 1912 году он выполнил первый государственный заказ — серию панно для фойе Театра комедии Елисейских полей [Théâtre des Champs-Élysées] (открыт в 1913).
С началом Первой мировой войны Вюйар был мобилизован и служил на железной дороге недалеко от Парижа; затем стал военным художником на передовой в Жерарме [Gérardmer], где написал крупное полотно «Допрос заключенного» [Interrogation of the Prisoner] (1917, Музей современной истории, Париж).
Эдуард Вюйар
Допрос заключенного
1917
Холст, масло.
Музей современной истории, Париж
После войны Вюйар, несмотря на свою финансовую состоятельность, продолжал жить то с матерью в Париже (до ее смерти в 1928 году), то в Вокрессоне [Vaucresson] у Эсселей. Он писал портреты, в которых стремился передать «пульсацию времени» — с присущей ему ясностью и тонкой иронией, оставаясь при этом в русле стилистических приемов наби. Вюйар исполнил портреты и самих бывших наби: Русселя, Боннара, Дени и Аристида Майоля [Aristide Maillol]; по окончании работы эти картины были показаны на Международной выставке 1937 года в Париже и приобретены городом (1923–1937, музей Пти-Пале, Париж).
Художник продолжал работать в сфере монументальной живописи: в 1938 году вместе с Дени и Русселем он исполнил декоративные росписи Дворца наций в Женеве («Мир, защищаемый музами»), через год — панно для Театра Шайо [Théâtre de Chaillot] в Париже.
В 1937 году Вюйар был избран в члены Института Франции. В следующем году прошла его масштабная ретроспектива в Музее декоративных искусств [Musée des Arts Décoratifs]. В 1940 году, после вторжения немецкой армии в Париж, художник уехал к Эсселям и вскоре умер.