В России созвана (6 мая) и распущена (21 июля) Первая Государственная дума.
Николая II произносит тронную речь на приеме в Зимнем дворце по случаю открытия Первой Государственной думы
1906
П. А. Столыпин
П. А. Столыпин
1907
Дача П.А.Столыпина после взрыва
12 августа 1906
П. А. Столыпин сменил отправленного в отставку С. Ю. Витте на посту председателя Совета министров. Провозглашен курс социально-политических преобразований, началось осуществление аграрной реформы. Летом в России прошли массовые крестьянские волнения. Учреждены военно-полевые суды (более тысячи смертных приговоров за 8 месяцев). Столыпин пережил покушение на себя.
Николай II издал указ о предоставлении крестьянам права свободного выхода из общины с земельным наделом.
Во Франции освобожден Альфред Дрейфус, осужденный в 1894 году по ложному обвинению в измене.
Реабилитация Дрейфуса. Генерал Жиллен и капитан Альфред Дрейфус во дворе Военной академии в Париже после освобождения Дрейфуса из тюрьмы.
1906
© Roger-Viollet / East News
Андре Антуан возглавил парижский театр «Одеон», где ставит социально-критические пьесы.
В Москве основан символистский журнал «Золотое руно»: его издает в роскошном оформлении Н. П. Рябушинский.
Обложка первого номера журнала «Золотое Руно»
1906
А. А. Блок написал пьесы «Балаганчик» и «Король на площади».
Д. С. Мережковский написал эссе «Грядущий хам».
В. В. Розанов написал историософский очерк «Ослабнувший фетиш (Психологические основы русской революции)».
Путешествие Мориса Дени.
Морис Дени
Визит к Сезанну (фрагмент)
1906
Музей Гране, Экс-ан-Прованс
В январе-феврале, путешествуя по Провансу вместе с Кер-Ксавье Русселем, Морис Дени навестил Поля Сезанна, Анри Кросса, Поля Синьяка и Огюста Ренуара. На его картине «Визит» изображены внимательно слушающие Поля Сезанна на пленэре Руссель и сам Дени.
Клод Моне позирует Огюсту Ренуару, которому Амбруаз Воллар заказал набросок портрета.
Путешествие Пьера Боннара
Летом Пьер Боннар вместе с Морисом Равелем и Мизией Эдвардс, разошедшейся с Натансоном, на яхте Эдвардса совершил путешествие в Бельгию, Нидерланды и по Рейну. В ноябре в Галерее Бернхейм-Жен прошла его первая персональная выставка.
Смерть Поля Сезанна
23 октября умер Поль Сезанн. В Осеннем салоне была организована мемориальная экспозиция 10 его картин.
Амбруаз Воллар уговаривает Андре Дерена отправиться в Лондон, для того чтобы писать в фовистской манере мосты через Темзу – современную стилистическую параллель лондонским видам Клода Моне.
Андре Дерен
Мост Чаринг-Кросс в Лондоне (фрагмент)
1906
Холст, масло. 80.3 x 100.3
Национальная галерея искусства, Вашингтон
Андре Дерен
Мост Ватерлоо (фрагмент)
1906
Холст, масло. 80.5 x 101
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
«Радость жизни» Анри Матисса
Анри Матисс
«Радость жизни» (фрагмент)
1905–1906
Холст, масло. 175 х 241
Фонд Барнса, Филадельфия
Весной Анри Матисс выставил в Салоне Независимых «Радость жизни» с хороводом пляшущих нагих женщин в центре композиции (картина была куплена Лео Стайном, сейчас находится в фонде Барнса, Филадельфия). По свидетельству сына С. И. Щукина, полотно произвело на собирателя сильное впечатление.
Эволюция Пабло Пикассо
Пабло Руис Пикассо
Стеклянная посуда (Натюрморт. Химическая посуда)
1906
Холст, масло. 38,4 х 56
Государственный Эрмитаж
Пабло Руис Пикассо
Обнаженный юноша
1906
Картон, гуашь. 66,2 х 52
Государственный Эрмитаж
Пабло Пикассо испытывает влияние Доминика Энгра и Поля Гогена, которое соединяется в его творчестве с приемами древнеиберийского искусства. Классические предпочтения той поры удостоверяют созданные тогда и пришедшие к С. И. Щукину через несколько лет «Обнаженный юноша» и «Стеклянная посуда». Весной Гертруда Стайн представила Пикассо Анри Матиссу, благодаря которому он открыл для себя африканское искусство. Пикассо знакомится также с Андре Дереном и по его совету посещает парижский Этнографический музей Трокадеро. Амбруаз Воллар покупает у Пикассо 27 картин за 2000 франков.
Русская выставка в Париже
В Гран-Пале открылся Осенний салон с несколькими значительными экспозициями. Самая большая среди них — таинственный остров в море новейшей французской живописи разного толка – «Два века русского искусства», выставка, ставшая первой по-настоящему широкой демонстрацией русской изобразительной культуры на международной арене. Французское правительство, исходя из политических предпосылок, всячески способствовало организации этой выставки как одного из инструментов укрепления культурных связей между двумя странами. Желание вернуть утраченные территории Эльзаса и Лотарингии, страх перед своим немецким соседом вынуждали французов всячески заботиться о широких контактах с Россией, в том числе в сфере искусстве.
Михаил Врубель
Пан (фрагмент)
1899
Холст, масло
124 х 106,3
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель
Царевна-Лебедь
1900
Холст, масло. 142,5 х 93,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов
Портрет художника К.А.Коровина
1891
Холст, масло. 111,2 х 89
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов
Портрет М.Н.Ермоловой
1905
Холст, масло. 224 х 120
Государственная Третьяковская галерея, Москва
По дерзкому замыслу организатора выставки С. П. Дягилева, временной охват был даже бóльшим, чем заявленные в названии два века: сосредоточенные в 12 залах 750 экспонатов сделались великолепными смотринами русской живописи — от икон XV столетия и портретов XVIII–XIX веков до недавних композиций «Мира искусства», картин М. А. Врубеля, Л. Н. Бакста, К. А. Сомова, А. Н. Бенуа и И. Э. Грабаря, которым были предоставлены отдельные залы. Вероятно, наиболее мощно удалось показать тогда в Париже творчество Врубеля («Портрет Н. И. Забелы-Врубель»; «Царевна-Лебедь»; «Пан»; «К ночи») и В. А. Серова (портреты К. А. Коровина, М. А. Морозова, М. Н. Ермоловой и Ф. Таманьо). Выбор Дягилева почти не оставлял места передвижническому и академическому реализму, но настойчиво акцентировал творческую самобытность художников последнего времени.
Михаил Врубель
Микула Селянинович (Эскиз-вариант декоративного панно для Всероссийской промышленной выставки)
1986
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Произведения новейшей русской живописи, как она предстала в Осеннем салоне, не могли не удивлять размахом и мастерством. По словам Бенуа, «общее впечатление от них, начиная с исполинского панно Врубеля “Микула Селянинович”, были удивительной свежести и бодрости. Особенно поражали … пейзажи Левитана, мощно-характерные портреты Серова, полные щемящей печали большие северные панно К. Коровина, изящная затейливость и очаровательная поэтичность фантазии К. Сомова (и его же чудесные портреты) и многое, многое другое». Успеху выставки способствовало и общее ее оформление, работы Бакста, отличавшееся изысканностью в лучшем смысле этого слова. Набойки на стенах некоторых залов, например, были специально подобраны по рисунку и цвету.
Тогда же, в октябре 1906 года, Дягилев приходит к идее «Русских сезонов», а пока организует несколько концертов русской музыки во Дворце Елисейских полей.
Текст:
А. Костеневич
Ретроспектива Поля Гогена
Важным событием в истории как французской живописи, так и русского собирательства явилась масштабная ретроспектива Поля Гогена (живопись, скульптура, графика и керамика — всего более 220 работ) в Осеннем салоне. В организации выставки соединили свои усилия обладатели крупнейших собраний искусства Гогена, прежде всего Густав Файе и Амбруаз Воллар. Многое было выставлено на продажу, но ушло мало — так же, как и всегда.
Поль Гоген
Брод (Бегство)
1901
Холст, масло. 76 x 95
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Поль Гоген
Младенец (Рождество)
1896
Холст, масло. 65,5 х 75
Государственный Эрмитаж
Поль Гоген
Автопортрет
Не ранее 1889
Холст, масло. 46,2 х 37,9
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Поль Гоген
Идол. Rave te hiti aamu
1898
Холст, масло. 73,5 × 92 см
Государственный Эрмитаж
Поль Гоген
Таитяне в комнате ("Не работай")
1896
Холст, масло. 65 x 75 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Поль Гоген
Подсолнечники
1901
Холст, масло. 71,6 х 91
Государственный Эрмитаж
Поль Гоген
Женщина, держащая плод (Eu haere ia oe)
1893
92,5х73,5
Государственный Эрмитаж
Поль Гоген
Matamoe. Смерть (Пейзаж с павлинами)
1892
Холст, масло. 114,5 х 86 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Нелегко с полной уверенностью идентифицировать весь состав выставки, в каталоге которой работы зачастую фигурировали под другими названиями, а вспомогательные детали, вроде размеров и указания на время исполнения, отсутствовали. Всесторонний анализ, однако, позволяет вычислить в общем списке по крайней мере девять картин, которые вскоре (или по прошествии сравнительно недолгого времени) оказались в Москве: шесть полотен ушли в щукинское собрание — «Младенец», «Автопортрет», «Идол», «Не работай (Таитяне в комнате)», «Брод», «Подсолнечники»; три — в морозовское — «У подножия горы», «Женщина, держащая плод», «Пейзаж с павлинами».
Гогеновский ансамбль С. И. Щукина
Скорее всего, С. И. Щукин побывал в Осеннем салоне 1906 года, хотя обычно он приезжал в Париж несколько раньше: не в октябре, когда открылся салон, а в сентябре. Отзывы о гогеновской выставке явно доходили до него, а Поль Гоген к тому моменту сделался одним из любимейших его мастеров. В ноябре Амбруаз Воллар записывает в своей приходо-расходной книге, что выдал агенту Щукина три картины Гогена, а значит, собиратель видел их перед этим. Уже вне всякой связи с ретроспективой Гогена, куда Густав Файе не посылал «Ruperupe», Щукин покупает у него это самое крупное и, по-видимому, наиболее значительное произведение таитянского периода (цена – 30 000 франков). Вероятно, еще весной Щукин приобрел в галерее Воллара «Таитянский пейзаж» и «Идола». Поздней осенью он остановит свой выбор на картинах «Младенец» (3 000 франков) и «Не работай (Таитяне в комнате)». Через галерею Дрюэ к Щукину приходят «Автопортрет» и «Брод (Бегство)». Можно предположить, что именно в этот период собиратель по-настоящему приступает к созданию своего уникального гогеновского ансамбля.
Поль Гоген
Ruperupe. Сбор плодов
1899
Холст, масло. 128 х 190
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Вообще Щукин, который не приезжал в Париж в 1905 году из-за революционных событий в России, а, кроме того, значительно преумножил свое состояние благодаря тому, что удачно сориентировался в изменившейся вследствие беспорядков торговой конъюнктуре, располагал в 1906 году большим, чем обычно, капиталом и действовал теперь со значительным размахом.
С. И. Щукин и Амбруаз Воллар
Поль Сезанн
Дама в голубом
Ок. 1900
Холст, масло. 90 х 73,5 см
Государственный Эрмитаж
Поль Сезанн
Автопортрет
Около 1875
Холст, масло. 45 x 36,9 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Поль Гоген
Мужчина, собирающий плоды с дерева
1897
91,8 х 73,2
Государственный Эрмитаж
В 1906 году при посещениях галереи Амбруаза Воллара С. И. Щукин концентрируется в первую очередь на Поле Гогене и Поле Сезанне, но по приходо-расходным книгам маршана далеко не всегда понятно, о каких картинах ведется речь. Впрочем, отдельные строки – после кропотливого анализа – могут быть внятно расшифрованы. Так, в записи от 19 ноября 1906 года сообщается: «проданы Щукину за 30 000 франков … голубой Сезанн, голова Сезанна и фигура Гогена». «Голубой Сезанн» здесь – это «Дама в голубом», «голова Сезанна» – его «Автопортрет», «фигура Гогена» – эрмитажный «Мужчина, срывающий плоды с дерева».
С. И. Щукин и Одилон Редон
Одилон Редон
Женщина, спящая под деревом
1900-1901
Холст, темпера. 27 х 35 см
Государственный Эрмитаж
В этом же году С. И. Щукин приобретает работы Одилона Редона, явно расширяя свое прежнее понимание символизма, которое было ограничено творчеством Пьера Пюви де Шаванна и Эжена Каррьера. В 1906 году у Поля Дюран-Рюэля проходит выставка Редона; возможно, именно после нее Щукин купил небольшую и удивительную по красочности картину «Женщина, спящая под деревом» (источник поступления неизвестен).
С. И. Щукин и Анри Матисс
Анри Матисс
Натюрморт. Посуда на столе
1900
96,7 х 81,6
Государственный Эрмитаж
В мае, раздобыв у Амбруаза Воллара адрес Анри Матисса, С. И. Щукин направился к художнику на набережную Сен-Мишель, где тот показал ему свои последние работы. Щукин, однако, остался безучастен к их стилю: «А есть ли у вас еще что-нибудь?». Матисс принес с чердака натюрморт, написанный пятью годами раньше, и Щукин взял его с условием, что вернет в течение недели, если картина перестанет его удовлетворять. Позднее Матисс сообщит Альберу Марке, что ему повезло и Щукин оставил этот натюрморт у себя. Так выполненная еще под влиянием Поля Сезанна «Посуда на столе» (1901) – первая работа Матисса, пришедшая в Россию, — становится залогом дальнейших тесных отношений художника и собирателя.
Приобретения И. А. Морозова
Клод Моне
Мост Ватерлоо. Эффект тумана (Туман в Лондоне)
1903
Холст, масло. 65 х 100 см
Государственный Эрмитаж
Луи Вальта
У лодки
1899
Холст, масло. 81 х 101
Государственный Эрмитаж
Морис Вламинк
Вид на Сену
Ок. 1906
Холст, масло. 54,5 х 65,5
Государственный Эрмитаж
И. А. Морозов, завершив переделку интерьеров своего особняка, приступает к масштабному приобретению картин. Пик этого процесса придется на 1908–1909 годы, а в 1906 Морозов еще останавливается в некотором раздумье перед мощными колористическими рубежами, которые пятью годами раньше преодолел его старший брат Михаил. Характерно, что протофовистским «Лиловым скалам» Луи Вальта собиратель предпочитает размеренную композицию «У лодки»; покупает успокоительный «Мост Ватерлоо» Клода Моне, а не нечто подобное возбуждающему «Полю маков». Фовистский «Вид на Сену» Мориса Вламинка, оказавшийся в собрании Морозова, он не покупал: Амбруаз Воллар неожиданно подарил собирателю этот пейзаж, словно намекая на необходимость следующего шага. (Подобный жест маршан легко мог себе позволить: живопись Вламинка котировалась тогда невысоко, порядка 200 франков за полотно).
И. А. Морозов и Морис Дени
Морис Дени
Полифем
1907
Холст, масло. 81 x 116 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Морис Дени
Вакх и Ариадна
1907
Холст, масло. 81 х 116 см
Государственный Эрмитаж
Познакомившись летом с Морисом Дени, И. А. Морозов посетил художника в Сен-Жермен-ан-Ле, когда тот писал «Вакха и Ариадну», и купил еще незаконченную картину за 4 000 франков. Заодно Морозов договорился с Дени об исполнении парного к ней холста, которым стал «Полифем».
Текст:
А. Костеневич