Боснийский кризис
Жители Сараево у плаката с текстом об аннексии Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией
1908
Разразился Боснийский кризис, грозивший перерасти в полномасштабную европейскую войну с участием Австро-Венгрии, Германии и России. Вопреки своему обыкновению не вмешиваться в сферу иностранных дел российский премьер-министр П. А. Столыпин всеми силами сопротивлялся втягиванию страны в военный конфликт на Балканах, настаивая на том, что его следует избежать – ценой любых моральных издержек для Российской империи. Когда в июне немецкий кайзер и русский император встретились в финских шхерах, Столыпин во время завтрака на яхте «Штандарт» предупреждал Вильгельма II о недопустимости войны между Россией и Германией, которая в конечном итоге приведет к революции. Правоту Столыпина бывший кайзер смог оценить только впоследствии, уже находясь в эмиграции.
Николай II и П. А. Столыпин посетили Полтаву во время празднования 200-летия победы России в Полтавском сражении.
Николай II и П. А. Столыпин в Полтаве во время празднования 200-летия победы России в Полтавском сражении.
Француз Луи Блерио совершил первый перелет через Ла-Манш на моноплане собственной конструкции.
Луи Блерио
1909
Луи Блерио летит над Ла-Маншем
25 июля 1909
C февраля начал выходить литературный журнал «Nouvelle revue francais» (NRF, Новое французское обозрение), вскоре снискавший очень большую популярность.
Обложка первого номера журнала «Nouvelle revue francais»
(NRF, Новое французское обозрение)
1909
В Париже в газете «Фигаро» Томмазо Маринетти обнародовал первый манифест футуризма.
Страница газеты «Фигаро» с манифестом футуризма Маринетти
20 февраля 1909
Вышел русский перевод книги Карла Юнга «Психоз и его содержание».
Авторы сборника «Вехи», изданного в Москве (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, П. Б. Струве и др.), выступили с критикой атеизма, идеализации народа и политического радикализма той части интеллигенции, которая оказалась идейной движущей силой первой русской революции 1905–1907 годов.
В Санкт-Петербурге начал выходить наиболее влиятельный в предреволюционные годы русский литературно-художественный журнал «Аполлон» (до 1917 года).
Обложка первого номера журнала «Аполлон» с иллюстрацией Льва Бакста
Октябрь 1909
«Русские сезоны» в Париже
Афиша «Русских сезонов» в Париже с изображением балерины Анны Павловой
1909
В Париже открылись «Русские сезоны». В июне С. П. Дягилев писал А. Н. Бенуа: «Мы всецело в планах будущих балетов. Один уже заказан. Это “Дафнис и Хлоя”. Общими усилиями Бакста, Фокина и Равеля мы выработали подробную программу – таким образом это дело на мази. Теперь вопрос идет о балете для тебя и тобой скомпонованном…» Тогда же в Париже был поставлен сыгранный годом ранее в Мариинском театре балет «Клеопатра» на музыку А. С. Аренского, в декорациях Л. Н. Бакста.
С. В. Рахманинов написал «Концерт № 3 для фортепиано с оркестром».
Салоны «Золотого руна»
В январе открылся второй Салон «Золотого руна». Участники, в основном, были те же, правда, в отличие от предыдущей выставки, картин теперь экспонировалось вдвое меньше и преобладала среди них не французская, а русская живопись (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин). Впрочем, французская часть тоже была достаточно представительной: Анри Матисс, Андре Дерен, Морис Вламинк, Анри Манген, Жорж Руо, Кеес Ван Донген, Отон Фриез. Продано было не более двух работ, притом непервостепенных. Вероятно, по этой причине третий Салон «Золотого руна», открывшийся в конце декабря, включал уже одних только российских участников.
Салон Издебского
В. А. Издебский
Париж, 1927
В Одессе открылся первый Салон Издебского, претендовавший на звание крупнейшей международной выставки. Экспозиция была ориентирована на авангард начала ХХ века, причем примерно треть всех работ приехала из-за границы. Из художников старшего поколения оказались заявлены Одилон Редон и Поль Синьяк, группа наби была представлена в лучшем составе: Пьер Боннар, Эдуар Вюйар, Морис Дени, Феликс Валлоттон. Были Жорж Руо, Анри Матисс и другие фовисты (Морис Вламинк, Кеес Ван Донген, Альбер Марке, Отон Фриез, Жорж Брак). Был даже один итальянский футурист – Джакомо Балла. Были работавшие за границей в духе экспрессионизма В. В. Кандинский и А. Г. Явленский. Вообще в русской части выставки преобладали не реалисты, а искатели – с отливом мирискусническим (Л. Н. Бакст, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, И. И. Бродский) либо импрессионистским (И. Э. Грабарь), а также ушедшие гораздо дальше них в разработке новых творческих приемов Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, И. И. Машков. Показывались, разумеется, скульптуры самого инициатора этой выставки В. А. Издебского.
Общее число экспонатов по каталогу – 776 номеров – впечатляет, но подавляющее большинство произведений вызывает разного рода вопросы, главный из которых в том, что не очень-то ясно, какие именно картины показывались: при отсутствии репродукций составить представление о них, в сущности, невозможно.
Ясно, что крупные художники соседствовали с заслуженно забытыми и самодеятельными, имена которых теперь вообще никому ничего не говорят. Привлечь французских мастеров удалось, вероятно, потому, что одессит Издебский умел уговаривать и обещал художникам сделать выставку неплохим рынком. Для привлечения публики в ход шли то лекции по основам новейшего искусства, то концерты современной музыки.
После Одессы выставка передвинулась в Ригу, затем в Киев и в Санкт-Петербург. Салон вызывал самые противоречивые отзывы, нередко скандальные, а незадачливый его устроитель, Издебский, еще дважды организовав подобные мероприятия, славы не добился, а только влез в большие долги.
Год в жизни Анри Матисса
Содержание журнала «Золотое руно», посвященного Анри Матиссу
1909
12 апреля в газете «Les Nouvelles» было опубликовано интервью Анри Матисса, в котором он рассказал о замысле монументального ансамбля, состоящего из трех больших панно: «Танца», «Музыки» и «Сцены отдыха (Купальщиц)».
В июне, после того как Отель Бирон был продан, художник переселился в предместье Исси-ле-Мулино на юго-западе Парижа, где на средства, полученные от продажи своих полотен С. И. Щукину, построил обширную мастерскую. Эксклюзивные права на его работы – в соответствии с заключенным трехлетним контрактом – получила галерея Бернхейм-Жён.
Июньский номер московского журнала «Золотое руно» был посвящен Матиссу. Он включал в себя репродукции 13 картин, статью Александра Мерсеро и русский перевод написанных самим художником «Заметок живописца». Вплоть до 1920 года это была наиболее полная публикация, посвященная творчеству Матисса, на каком бы то ни было языке.
Год в жизни Пабло Пикассо
Пабло Пикассо
Голова женщины (Фернанда)
1909
Бронза. 40.5 x 24 x 26
Музей Пикассо, Париж
© Bridgeman / Fotodom
Пабло Пикассо проводит лето в Хорта-де-Эбро, вдохновляясь каталонскими пейзажами и простейшей геометрией местной архитектуры. Он создает множество живописных и скульптурных изображений своей подруги Фернанды Оливье, наслаждаясь всё новыми и новыми метаморфозами формы.
Тем временем к кубизму склоняются Робер Делоне, Огюст Эрбен, Фернан Леже, Анри Ле Фоконье, Андре Лот.
Текст:
А. Костеневич
Морис Дени и «История Психеи» в Москве
Морис Дени
Панно седьмое. Амур переносит Психею на небеса
1909
Холст, масло. 180 х 265
Государственный Эрмитаж
В январе Морис Дени по приглашению И. А. Морозова приезжает на месяц в Москву для установки пяти своих панно серии «История Психеи» в особняке собирателя. Художник записал тогда в дневнике: «Моя большая декорация оказалась немного изолированной в большом холодном зале серого камня с мебелью мышиного цвета. Требуется что-то, чтобы связать. Но весь вид не лишен величия. Мои раскраски держатся крепко, как и в Салоне, но создают более гармоническое единство».
Отдельные места главных панно художник снова прописал, несколько приглушив их ради единства с архитектурой зала.
Морозов принял предложение Дени исполнить еще два больших панно (шестое и седьмое – для пространства над дверьми), четыре узких панно (восьмое и девятое, с изображением Амура, стреляющего из лука, – для западной стены, а десятое и одиннадцатое, представляющие Психею, — для размещения по сторонам третьего, центрального, панно), а также два бордюра по сторонам двери.
Работа над всеми этими дополнениями велась Дени уже по возвращении во Францию. Как и прежде, законченным панно предшествовали эскизы и рисунки. Небольшой эскиз маслом для седьмого панно находится в Музее Орсэ. Кроме того, в Музее Мориса Дени – Приёре хранятся два подготовительных рисунка для шестого панно и три — для седьмого.
Все дополнительные панно были закончены к осени 1909 года. 23 октября Эмиль Дрюэ писал Морозову: «выставил два... из Ваших панно Мориса Дени... Они имели большой успех. Я передал их на упаковку. Вскоре Вы их получите».
Интерьер комнаты в особняке И.А.Морозова с серией картин «История Психеи» Мориса Дени, вазами Дени и скульптурами Аристида Майоля
Заботясь о превращении Морозовского концертного зала в истинно художественный ансамбль, Дени уговорил собирателя заказать Аристиду Майолю четыре большие статуи на тему «Времена года»: «Помона», «Флора», «Весна» и «Лето», — а также сам исполнил восемь керамических ваз, купальщицы на которых напоминают изображения жены художника Марты и своим упрощенным, свободным рисунком вносят в ансамбль современную ноту.
Морис Дени
Зеленый берег моря. Перро-Гирек
1909
Холст, масло. 97 x 180
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Морис Дени
Полифем
1907
Холст, масло. 81 x 116
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Морис Дени
Вакх и Ариадна
1907
Холст, масло. 81 х 116
Государственный Эрмитаж
В Париже, в Галерее Дрюэ, И. А. Морозова приобретает пастораль Мориса Дени «Пастухи (Зеленый берег моря)» за 6 900 франков, добавляя к двум прежним, античным пасторалям («Вакх и Ариадна» и «Полифем») современную их вариацию.
И. А. Морозов и Поль Сезанн
В коллекции И. А. Морозова расширяется группа картин Поля Сезанна. Владелица прославленной нью-йоркской коллекции Хавемейер по какой-то причине отослала в 1909 году в Париж, в Галерею Поля Дюран-Рюэля, «Автопортрет в каскетке», где эту картину – образ любимого художника и одновременно напоминание о его совместной работе с Камилем Писсарро – открыл и сразу купил Морозов (12 000 франков).
Поль Сезанн
Автопортрет в каскетке (Автопортрет)
Ок. 1873
Холст, масло. 52,5 х 37,5
Государственный Эрмитаж
Поль Сезанн
Цветы
Около 1902
Холст, масло. 77 x 64
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Поль Сезанн
Берег Марны (Вилла на берегу реки)
1888
Холст, масло. 65 х 80,5
Государственный Эрмитаж
К трем прежним пейзажам Мастера из Экса, запечатлевшим природу Прованса, прибавляется «Берег Марны» (из той же коллекции Хавемейер, за 7 500 франков), исполненный в парижском предместье, — картина, в которой утверждается несокрушимость природы и слышен отзвук творческого спора с импрессионистами, трактовавшими подобные мотивы как воплощение предельно изменчивой стихии. Также Морозов приобретает «Цветы» — уникальную разработку темы Эжена Делакруа, вольную копию с акварели этого мастера, хранящейся в Лувре. Акварель принадлежала другу Сезанна Виктору Шоке, на посмертной распродаже коллекции которого ее приобрел Воллар, передал Сезанну и получил взамен сезанновскую вариацию маслом. Морозову картина обошлась в 20 000 франков.
Винсент ван Гог
Пейзаж в Овере после дождя (Пейзаж с повозкой и поездом)
1890
Холст, масло. 72 х 90
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Винсент ван Гог
Прогулка заключенных
1890
Холст, масло. 80 x 64
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
В галерее Бернхейм-Жен И. А. Морозов находит «Пейзаж в Овере после дождя» Винсента Ван Гога (13 000 франков), а у Дрюэ — другой выдающийся холст художника — «Прогулку заключенных» (17 000).
Заказ «Танца» и «Музыки»
Анри Матисс
Музыка
1910
Холст, масло. 260 х 389
Государственный Эрмитаж
Анри Матисс
Танец
1910
Холст, масло. 258 х 390
Государственный Эрмитаж
Анри Матисс показывает С. И. Щукину первый вариант «Танца» (сейчас в Музее современного искусства в Нью-Йорке) и получает заказ на два огромных панно для лестницы московского дома собирателя. Получив эскизы, заполненные нагими фигурами, и опасаясь реакции московской купеческой среды, Щукин всерьез раздумывает о том, чтобы отказаться от всей затеи, однако преодолевает сомнения и подтверждает заказ на оба панно — будущие «Танец» и «Музыку».
Пабло Руис Пикассо
Дама с веером
1909
Холст, масло. 101 х 81
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
В конце сентября С. И. Щукин покупает в парижской галерее Кловиса Саго свою первую картину Пабло Пикассо — «Даму с веером».
Текст:
А. Костеневич