Особый год
1913 год принято считать пиком развития Российской империи, временем достижения наивысших результатов в различных областях: экономике, промышленности, сельском хозяйстве, демографии и др. В советские и постсоветские времена этот год обычно брался за точку отсчета при сравнении разнообразных статистических показателей.
В России была утверждена «Большая военная программа», предусматривающая к 1918 году увеличение армии, строительство мощного военно-морского флота и прокладку стратегических железных дорог.
Раймонд Пуанкаре стал президентом Франции (до 1920 года); премьер-министр страны Луи Барту ввел трехгодичную военную службу.
Церемония вступления в должность нового президента Франции Раймонда Пуанкаре в Париже
1913
© Rue des Archives / Vostock Photo
Дело М. Т. Бейлиса по ложному обвинению в ритуальном убийстве православного мальчика закончилось в Киеве оправдательным вердиктом суда присяжных.
Мендель Бейлис на суде
1912
Опубликована книга «Тотем и табу» Зигмунда Фрейда, распространившего теперь принципы психоанализа на область мифологии.
В. В. Розанов издал собрание эссеистических набросков и философских размышлений «Опавшие листья».
О. Э. Мандельштам написал свою первую книгу стихов «Камень».
Осип Мандельштам
1914
Марсель Пруст закончил первый роман из цикла «В поисках утраченного времени» «По направлению к Свану».
Гийом Аполлинер выпустил сборник своих стихов «Алкоголи».
На экраны вышел немой киносериал Луи Фейада «Фантомас».
Кадр из фильма Луи Фейада «Фантомас»
1913
В. Р. Гардин и Я. А. Протазанов сняли фильм «Ключи счастья».
Год в жизни Л. Н. Бакста
Л. Н. Бакст
Эскизы костюмов к балету «Игры» (фрагмент)
1913
Бумага, акварель, графитовый карандаш и уголь.
Национальная галерея искусства, Вашингтон
Л. Н. Бакст за работой
Ок. 1910
© Roger-Viollet / East News
Для Русских балетов С. П. Дягилева в парижском Театре Елисейских полей Л. Н. Бакст выполнил эскизы декораций и костюмов к хореографическим картинам «Игры» (музыка Клода Дебюсси, либретто и хореография В. Ф. Нижинского). Для труппы Иды Рубинштейн, выступающей в Театре Шатле, по его эскизам были созданы декорации и костюмы к мистерии Габриэле д’Аннунцио «Ла Пизанель» («Пизанка») (хореография М. М. Фокина, мизансцены В. Э. Мейерхольда). Дирекция Императорских театров заказала Баксту исполнение декораций и костюмов к балету «Орфей» в Мариинском театре Санкт-Петербурга (музыка Жан-Жюля Роже-Дюкасса, хореография Фокина).
«Весна священная» И. Ф. Стравинского
Танцоры балета “Весна священная” в костюмах по эскихам Николая Рериха
1913
Танцоры балета “Весна священная” в костюмах по эскихам Николая Рериха
1913
29 мая в только что построенном в новом стиле ар-деко Театре Елисейских полей (архитектор Огюст Перре) состоялась премьера балета И. Ф. Стравинского «Весна священная», исполненная труппой Русских балетов С. П. Дягилева (декорации и костюмы Н. К. Рериха, хореография В. Ф. Нижинского). Говорят, что композитор увидел во сне древний ритуал — юная девушка в окружении старцев танцует до полного изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Представление обернулось грандиозным скандалом: неистовая музыка вызывала у зрителей неистовое раздражение и почти заглушалась их криками и свистом. Однако это событие оказалось прочно вписано в историю культуры ХХ века, так что в 2013 году, по случаю столетия, в том же театре была воспроизведена первая постановка.
С. В. Рахманинов написал музыкальную поэму «Колокола» для хора и оркестра по одноименному стихотворению Эдгара По в переводе К. Д. Бальмонта.
А. Н. Скрябин написал музыкальную поэму «Прометей».
В Москве создана театральная студия под руководством Е. Б. Вахтангова.
Е. Б. Вахтангов
Ок. 1912
На Казанском вокзале в Москве Б. М. Кустодиев выполнил монументальные росписи «Присоединение Казани к России».
Казанский вокзал в Москве
Ок. 1905-1913
Год в карьере художников наби
Художники группы «Наби» Кер-Ксавье Руссель, Эдуард Вюйар и Феликс Валлатон с писателем Роменом Коулусом
Ок. 1899
© Bridgeman / Fotodom
Год в жизни Анри Матисса
Вход на «Международную выставку современного искусства» (Armory Show) в Нью-Йорке
1913
Экспонаты «Международной выставки современного искусства» (Armory Show)
1913
13 февраля Анри Матисс возвратился из Танжера во Францию. Свой цикл «Марокканские картины», большая часть из которых уже была приобретена С. И. Щукиным и И. А. Морозовым, художник выставил в галерее Бернхейм-Жён. С февраля по конец мая 17 произведений Матисса экспонировались в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне на «Международной выставке современного искусства» (так называемой «Armory Show» — Арсенальной экспозиции). В этом смотре новейшего искусства участвовали также Андре Дерен, Жорж Брак, Марсель Дюшан, Альбер Глез, Мари Лорансен, Франсис Пикабиа, Жак Вийон и Пабло Пикассо, представивший на выставку восемь своих работ.
Год в жизни Пабло Пикассо
В конце февраля в мюнхенской галерее Таннхейзера открылась первая ретроспектива Пабло Пикассо в Германии (73 картины и 37 акварелей). В марте в журнале «Montjoie!» Гийом Аполлинер опубликовал эссе «Пабло Пикассо»; оно станет второй частью главы, посвященной художнику, в книге «Живописцы-кубисты, эстетическое размышление» («Les Peintres cubists, meditations esthetiques»).
Год в жизни Андре Дерена
Андре Дерен
Мартиг (Гавань в Провансе)
1913
141,2 х 89,5
Государственный Эрмитаж
Андре Дерен
Субботний день
1912–1913
Холст, масло. 181,4 х 228,5
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Парижская школа
Амадео Модильяни
1909
Юлиус Паскин в своей студии
1920
© Getty Images / Fotobank
Марк Шагалл
1915
© Getty Images / Fotobank
Моиз Кислинг в своей студии в Париже
Ок. 1921
© Roger-Viollet / East News
Цугухару Фужита в своей студии в Париже
Ок. 1925
© Roger-Viollet / East News
В Париже обосновалось несколько иностранных художников, главным образом еврейского происхождения: Амедео Модильяни из Италии, Моиз Кислинг из Польши, Юлиус Паскин из Болгарии, Марк Шагал из России и др. Также в Париж переехал Хаим Сутин, а следом за ним – его друзья по художественной школе в Вильно: Мишель Кикоин и Пинхус Кремень, экспатрианты Российской империи. Из Японии прибыл Цугухару Фужита.
«Велосипедное колесо»
Марсель Дюшан
Велосипедное колесо (фрагмент)
1913
Деревянный табурет, металлическое колесо. 129.5 x 63.5 x 41.9
Марсель Дюшан представил «Велосипедное колесо», первый ready-made объект. Начало дадаизма.
Год в жизни Амбруаза Воллара
Амбруаз Воллар
Ок. 1920
© Roger-Viollet / East News
Год в жизни В. В. Кандинского
Василий Кандинский
Композиция VI
1913
Холст, масло. 195 х 243 см
Государственный Эрмитаж
В. В. Кандинский завершил цикл из семи абстрактных композиций крупного формата, над которым работал на протяжении трех с лишним лет. Вершина этих усилий — «Композиция VI», завершенная в марте; с ней художник не расставался никогда и, только эмигрируя из Советского Союза, оставил на сохранение в Государственном музее нового западного искусства, откуда — по закрытии музея — это панно поступило в Эрмитаж.
В сентябре берлинской галереей «Der Sturm» было опубликовано эссе Кандинского «Живопись как чистое искусство». В октябре там же вышел альбом «Кандинский 1901—1913» с «Реминисценциями» художника и его описаниями собственных картин, в том числе «Композиции VI».
Выставка «Бубнового валета»
С 7 февраля в течение месяца в помещении Общества любителей художества на Большой Дмитровке в Москве проходила выставка «Бубнового валета». В ней приняли участие художники не только из России (братья Бурлюки, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, В. Е. Татлин, А. А. Экстер), но и из Франции — Морис Вламинк, Андре Дерен, Альбер Глез, Анри Ле Фоконье, Пабло Пикассо, Поль Синьяк. Когда в начале апреля выставка перебралась в Санкт-Петербург, она была перегруппирована; подключились еще и такие французские живописцы, как Феликс Валлоттон, Альер Марке и Кеес Ван Донген.
Выставка «Мишень»
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова
1913
Почти сразу после того, как помещение на Большой Дмитровке в Москве покинула экспозиция «Бубнового валета», там открылась выставка московских художников «Мишень». Ей предшествовал диспут в Политехническом музее на тему «Восток, национальность и Запад». Ключевая фигура диспута и инициатор выставки М. Ф. Ларионов, отмежевываясь от «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста», утверждал: «Мы стремимся к Востоку и обращаем внимание на национальное искусство... Мы протестуем против рабского подчинения Западу, возвращающему нам наши же и восточные формы в опошленном виде и все нивелирующем…».
Разумеется, приверженность к Востоку выражалась здесь лишь в громких фразах; на деле основной тон по-прежнему задавал неопримитивизм. В качестве одного из главных событий преподносилось первое экспонирование четырех картин грузинского уличного художника Нико Пиросмани, которого пока еще немногочисленные его поклонники поспешили назвать гением. Показывались вывески, детские рисунки, случайные работы неизвестных самоучек. Ларионов представил 17 картин, его супруга-напарница Н. С. Гончарова — 26, К. С. Малевич и А. В. Шевченко — по 7 каждый, М. З. Шагал — 3.
Выставка «Союза молодежи»
В ноябре на выставке «Союза молодежи» публике было представлено несколько новых имен. Половину экспонентов составили художницы, — возможно, оттого, что выставка отдавала последнюю память скончавшейся весной от белокровия Е. Г. Гуро, жене В. А. Матюшина (вместе они и явились организаторами «Союза молодежи» в 1910 году). Некоторых участниц — О. В. Розанову, А. А. Экстер — позже назовут «амазонками авангарда». Наиболее заметной же фигурой на выставке был К. С. Малевич, который представил 12 картин, объединенных общим определением «Заумный реализм».
Экспозиция «Мира искусства»
П. В. Кузнецов
В степи за работой. Стрижка овец (фрагмент)
1913
Холст, темпера. 95,7 х 105
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В ситуации постоянного брожения в авангардистской среде, безудержной состязательности футуристов, кубистов, кубофутуристов почти на каждом мероприятии левых зрителям преподносилось нечто сногсшибательное. Выставки же Союза русских художников или «Мира искусства» значительной частью публики, ищущей развлечений, воспринимались как невыразительное и устарелое зрелище. На ежегодной экспозиции «Мира искусства», в которой прежние звезды либо не участвовали, либо ушли в тень, выделялись картины М. С. Сарьяна «В персидской деревне» и П. В. Кузнецова «В степи», «В степи за работой. Стрижка» и «Натюрморт с сюзане» — русские параллели к французскому фовизму, смотревшиеся через восемь лет после фовистской бури 1905 года вполне бесстрастно.
Текст:
А. Костеневич
Выходит в свет первый каталог картин собрания С. И. Щукина (225 номеров).
Обложка каталога картин собрания С. И. Щукина
1913
С. И. Щукин и Анри Матисс
Анри Матисс
Портрет жены художника
1913
146,8 х 97,5
Государственный Эрмитаж
Анри Матисс
Стоящий марокканец в зеленой одежде / Стоящий риф (Марокканец в зелёном)
1912
146,5 х 98,3
Государственный Эрмитаж
Анри Матисс
Букет цветов. Каллы (Букет цветов в серой вазе / На веранде)
1912
Холст, масло. 146 х 97
Государственный Эрмитаж
Анри Матисс
Марокканец Амидо (Марокканец)
1912
147 х 61,3
Государственный Эрмитаж
Анри Матисс
Стоящая Зора (Марокканка)
1912
146,3 х 60,9
Государственный Эрмитаж
Анри Матисс
Арумы, ирисы и мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти)
1913
Холст, масло. 146,7 x 97,7 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
С. И. Щукин покупает у Анри Матисса ряд его последний произведений, выполненных в Марокко: «Марокканку Зору» (в дополнение к «Марокканцу Амидо», приобретенному годом раньше), «Стоящего марокканца в зеленой одежде», «Букет цветов. Каллы» и «Арумы, ирисы и мимозу». Его главным приобретением стала «Арабская кофейня» (10 000 франков) — самое значительное произведение марокканского цикла.
Последней из купленных Щукиным у Матисса картин становится «Портрет жены художника» (10 000 франков).
С. И. Щукин и Андре Дерен
По-прежнему внимательно С. И. Щукин следит за творчеством Андре Дерена, оставляя за собой лучшие холсты «готического» периода, которые находит в Галерее Даниэля-Анри Канвейлера: «Натюрморт. Корзина с хлебом, кувшин и бокал с красным вином», «Роща», «Стол у окна», — а главное, большую фигурную композицию «Суббота». Неясно, пытался ли Щукин поместить эту картину в свою экспозицию, где за недостатком места полотна по большей части развешивались очень плотно, рама к раме. Скорее всего, она осталась в кладовой: не сохранилось ни устных свидетельств, ни фотографий, подтверждающих, что картина экспонировалась.
Приобретения И. А. Морозова
Альбер Марке
Неаполитанский залив (В Неаполе)
1909
61,5 х 79,5
Государственный Эрмитаж
Кер-Ксавье Руссель
Триумф Вакха (Сельский праздник)
1911–1913
Холст, масло. 166,5 х 119,5
Государственный Эрмитаж
Андре Дерен
Стволы деревьев
До 1913
Холст, масло. 92 x 73 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
В сравнении с С. И. Щукиным, И. А. Морозов испытывал к Андре Дерену меньшее влечение, однако ему удалось отобрать в запаснике Даниэля-Анри Канвейлера один из самых необычных натюрмортов мастера «Стол и стулья» (1 600 франков) и выразительнейший пейзаж «Стволы деревьев» (2 500 франков).
Осенью в Москву прибывает наконец, во исполнение заказа, долгожданный «Марокканский триптих» Анри Матисса, специально собранный художником для Морозова из недавних композиций (24 000 франков).
Морозов приобретает у Амбруаза Воллара декоративно-мифологические «триумфы» Кера Ксавье Русселя: «Триумф Вакха» и «Триумф Цереры»; сам художник, узнав, что его картины будут соседствовать с полотнами Матисса, переписывает их, делая общую гамму более яркой.
Одной из наиболее удачных покупок Морозова в 1913 году бесспорно стал «Неаполитанский залив» Альбера Марке — картина, в которой редчайшее мастерство в передаче средиземноморского света соединилось с выражением природной гармонии.
Распродажа коллекции Стайнов
Пабло Руис Пикассо
Три женщины
1908
199,5 х 178,5
Государственный Эрмитаж
На персональной выставке Н. С. Гончаровой И. А. Морозов покупает за 200 рублей картину «Зима. Катание на коньках», внося тем самым, пусть и умеренную, ноту неопримитивизма в свою русскую коллекцию, где господствовали утонченные пейзажи и портреты мирискусников.
Текст:
А. Костеневич