Политика и война
Начало кампании
К началу года военные руководители России, Франции и Великобритании осознали необходимость гораздо большего, чем прежде, координирования совместных действий. План англо-французского командования состоял в том, чтобы провести наступление на Сомме и под французской крепостью Верден, находившейся в немецкой осаде. Союзники знали, как измотана русская армия отступлением во второй половине 1915 года и какие потери она понесла. В силу этого они отводили России вспомогательную роль — сдерживать в весеннее время немецкие и австро-венгерские части от продвижения на восток, пока на западе батальоны французов и англичан не нанесут решительный удар.
Восточный фронт
Генерал А. А. Брусилов
1916
Однако русская армия сумела не только восстановить свой потенциал, но и начать наступление раньше союзников. Из трех возможных направлений главного удара по противнику Российская Ставка, не без колебания, выбрала юго-западное — в соответствии с планом генерала А. А. Брусилова, недавно назначенного командующим Юго-западным фронтом.
К тому моменту многого достигла промышленность России: так, например, на Ижорском заводе началось производство минометов. Через Архангельск и Владивосток шли поставки товаров от союзников. На самой передовой была проделана огромная работа по приближению линии окопов вплотную к позициям противника. 22 мая началась общая атака по всему 450-километровому фронту
Карл Булла
Смотр императором Николаем II войск перед Брусиловским прорывом
© Getty Images / Fotobank
От «Брусиловского прорыва» австрийская армия так и не сумела оправиться: 1,5 миллиона человек убитыми, 420 тысяч пленными. Лишь срочная переброска 15 немецких дивизий позволила остановить наступление; русские войска, потерявшие 1 миллион 200 тысяч убитыми и ранеными вновь утвердились на линии Карпат.
Западный фронт
Усталые британские солдаты во время битвы при Сомме
1916
Британские пулеметчики в противогазах в битве при Сомме
1916
Изменение обстановки позволило союзникам добиться на Западном фронте успеха, хотя и очень нелегкого. С начала весны до конца года под Верденом продолжались затяжные бои, в которых французская армия потеряла 358 тысяч солдат, а германская — около 600 тысяч. В битве на Сомме обе стороны потеряли более 1,3 миллиона человек.
Кавказский фронт
Весной русская армия под командованием генерала Н. Р. Юденича добилась значительных успехов в Закавказье. С начала года она заставила турецкие войска отступить более чем на 100 километров и укрыться в Эрзеруме. Эта крепость с тремя линиями мощных фортов, находившаяся на высоте более 3000 метров, считалась неприступной. Штурм турецкой твердыни, продолжавшийся пять суток при двадцатиградусном морозе, по обледенелым кручам и под огнем турецких орудий, завершился 16 февраля; современники справедливо сравнивали это сражение со взятием А. В. Суворовым Измаила, хотя здесь задача была, как кажется, даже труднее.
Русские солдаты на привале около боевого орудия после взятия крепости Эрзурум
16 февраля 1916
© РИА Новости
Русские солдаты держат знамена из крепости Эрзурум после ее взятия
16 февраля 1916
© РИА Новости
В развитие успеха русские войска 18 апреля взяли Трапезунд и вышли к верховьям Евфрата и берегам озера Ван.
В различных областях Российской империи нарастала напряженность: в июле, после указа Николая II о призыве жителей Туркестана на принудительные работы, там началось восстание.
В различных областях Российской империи нарастала напряженность: в июле, после указа Николая II о призыве жителей Туркестана на принудительные работы, там началось восстание.
С. М. Прокудин-Горский
Двое заключённых в кандалах в Туркестане
Война вызывает в русском обществе все большее отвращение: 31 октября в Петрограде, на Выборгской стороне, прошла забастовка под лозунгами «Долой союзников! Довольно воевать!»
Григорий Распутин
Григорий Распутин
C cередины 1915 года в России происходил непрерывный процесс смены руководителей главнейших ведомств. Вначале Николай II вынужден был, уступая общественному недовольству, смещать консервативных и недееспособных министров. Он даже отправил в сибирскую деревню своего «друга» Г. Е. Распутина, о котором В. Н. Коковцов, председатель Совета министров в 1911—1914 годах, говорил: «типичный сибирский варнак, бродяга. По внешности ему недостает только арестантского армяка и бубнового туза на спине. По замашкам – это человек, способный на все». Однако императрица Александра Федоровна видела в Распутине «человека Божьего» (за его критику в ссылку отправили даже царского духовника), поэтому возвращение «старца» в Петроград было лишь вопросом времени. В ноябре 1915 года он вернулся и снова принялся беззастенчиво вмешиваться в государственные дела, причем его ставленники всегда оказывались бездарными карьеристами. Страна восприняла как оскорбление тот факт, что в январе 1916 года председателем Совета министров вместо В. Л. Горемыкина стал продвинутый Распутиным Б. В. Штюрмер: как тогда говорили, «человек с австрийской фамилией и сомнительной репутацией».
30 декабря в результате заговора приближенных к двору людей царский фаворит Расупутин был убит.
5 ноября было провозглашено создание под эгидой Германии и Австро-Венгрии независимого Польского королевства.
На последнем перед Рождеством заседании Государственной думы 16 декабря П. Н. Милюков заявил: «Мы переживаем теперь страшный момент. На наших глазах общественная борьба выступает из рамок строгой законности и возрождаются явочные формы 1905 года. Атмосфера насыщена электричеством… Никто не знает, господа, где и когда грянет удар…»
П. Н. Милюков
1917
Культура
Вышло в свет одно из наиболее известных произведений о Первой мировой войне — роман Анри Барбюса «Огонь», вдохновленный собственными впечатлениями писателя от войны, на которую он отправился добровольцем в самом ее начале, а в 1915 году был ранен и комиссован.
Писатель Анри Барбюс в время Первой мировой войны
1915
© Rue des Archives / Vostock Photo
Амбруаз Воллар издал, а уже на следующий год переиздал антивоенную книгу собственного сочинения «Король Юбю в госпитале».
Фернан Леже, получив отпуск с фронта, написал в Париже «Солдата с трубкой»; с октября Леже снова находится в Вердене.
Фернан Леже
Солдат с трубкой
1916
Холст, масло. 130 х 97
Художественное собрание земли Северный Рейн — Вестфалия, Дюссельдорф
Год в жизни Андре Дерена
Андре Дерен был отмечен в марте «за храбрость» в боях на Сомме, под Верденом и в провинции Вогезов. В октябре в Галерее Поля Гийома прошла персональная выставка художника; предисловие к ее каталогу написал Гийом Аполлинер.
Год в жизни Гийома Аполлинера
Гийом Аполлинер после операции
1916
Пабло Пикассо
Гийом Аполлинер
1916
Карандаш, бумага. 31 х 23
Частная коллекция
© Bridgeman / Fotodom
В марте Гийом Аполлинер был тяжело ранен, ему сделали трепанацию черепа. Пабло Пикассо нарисовал несколько его портретов с забинтованной головой.
Год в жизни Пабло Пикассо
Пабло Пикассо (в кепке) сидит на занавеси для балета «Парад»
1917
© Bridgeman / Fotodom
В мае Жан Кокто представил Пабло Пикассо С. П. Дягилеву. В августе тот сделал художнику предложение участвовать в работе над оформлением балета «Парад». 31 декабря Пикассо и Анри Матисс присутствовали на банкете, устроенном по случаю выхода в свет поэмы Гийома Аполлинера «Убитый поэт».
Валлоттон и война
Феликс Валлоттон
Гравюра из альбома «Это война»
1916
Феликс Валлоттон
Гравюра из альбома «Это война»
1916
Феликс Валлоттон
Гравюра из альбома «Это война»
1916
Феликс Валлоттон был одним из немногих деятелей искусства того времени, кто обращался к военной тематике не ради ультра-патриотической агитации, а с позиций пацифизма. Снова вернувшись после 15-летнего перерыва к ксилографии, он выпустил за свой счет альбом-серию из шести гравюр «Это война» [C’est la guerre]. Валлоттон предполагал изобразить и верденскую битву, записав в дневнике: «Какой ужасной и прекрасной вещью стало бы это поле бойни».
Центром зарождающегося дадаизма стало кабаре «Вольтер» в Цюрихе, где собирались художники и поэты (Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа, Тристан Тцара, Ханс Арп и др.).
Хуго Балль, один из основателей дадаизма, выступает в кабаре «Вольтер»
Цюрих, 1916
В Петрограде основано Общество изучения поэтического языка (ОПОЯЗ), провозгласившее необходимость исследования формы художественного произведения (В. Б. Шкловский, Ю. Н. Тынянов, Р. О. Якобсон и др.).
Русский балет С. П. Дягилева
Михаил Ларионов
Эскиз сценографии к балету «Кикимора»
1915
Карандаш, акварель, гуашь на бумаге, наклеенной на картон. 47,9 х 60
В Сан-Себастьяне труппа Русского балета С. П. Дягилева впервые представила балет «Кикимора» (музыка А. К. Лядова, хореография Л. Ф. Мясина, декорации и костюмы М. Ф. Ларионова).
В Испании труппой готовилась также новая версия балета «Садко» (музыка Н. А. Римского-Корсакова, декорации и костюмы Н. С. Гончаровой).
У Б. М. Кустодиева начался необратимый паралич нижней части тела
Б. М. Кустодиев
Автопортрет
1905
Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
К. С. Малевич в начале года представил 60 супрематических полотен на выставке «Бубновый валет».
Казимир Малевич
Супрематизм
1916
Холст, масло. 80 х 80
Краснодарский краевой художественный музей, Краснодар
В феврале-марте в Петрограде прошла выставка «Мир искусства».
Выставка «Магазин»
В марте-апреле в Москве, в помещении пустующего магазина, прошла футуристическая выставка «Магазин». В основном состав ее участников — тот же, что на петроградских выставках 1915 года «Трамвай В» и «0,10»: В. Е. Татлин, К. С. Малевич, И. В. Клюн, Л. С. Попова, А. А. Экстер, а кроме того Л. А. Бруни, А. А. Моргунов, А. М. Родченко. Выступление футуристов в этот раз прошло спокойнее, без вызывающих и даже хулиганских эскапад двух предыдущих лет.
Выставка «Бубновый валет»
О. Розанова
Метроном
1915
Холст, масло. 52,2 х 41
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В ноябре-декабре в Москве прошла следующая, 6-я, выставка «Бубнового валета», показавшая значительное полевение этой группы: наряду с первыми «валетами»: А. В. Куприным, А. В. Лентуловым, Р. Р. Фальком, — здесь выступили супрематисты: К. С. Малевич, И. В. Клюн, И. А. Пуни, О. В. Розанова.
Выставка «Мир искусства»
Б.М.Кустодиев
Московский трактир
1916
Холст, масло. 99,3 х 129,3
Государственная Третьяковская галерея, Москва
П.П.Кончаловский
Агава. Натюрморт
1916
Холст, масло. 79 x 86
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В декабре сходную с выставкой «Бубнового валета» тенденцию продемонстрировала московская экспозиция «Мира искусства», где наряду с М. В. Добужинским, Б. М. Кустодиевым, А. П. Остроумовой-Лебедевой, О. Э. Бразом представили свои работы художники следующего поколения: П. П. Кончаловский, И. И. Машков, К. С. Петров-Водкин, С. Ю. Судейкин, Б. Д. Григорьев.
Б. Д. Григорьев
Девочка с бидоном (из цикла «Расея»)
1917
Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Б. Д. Григорьев
Старуха-молочница (из цикла «Расея»)
1917
Холст, масло. 62 x 70,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Одной из главных фигур «Мира искусства» становится Григорьев, который в это время приступает к циклу картин и рисунков «Расея», а также Вместе с А. Е. Яковлевым и Судейкиным расписывает художественно-артистическое кафе «Привал комедиантов» на Марсовом поле в Петрограде.
Текст:
А. Костеневич