NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

HistoryPeople  Алтухова Александра Павловна

1890 ― после 1971

Музейный работник

По окончании гимназии, в 1908 году А. П. Алтухова поступила на отделение истории искусств исторического факультета Бестужевских курсов в Петербурге, через год по болезни была вынуждена оставить учебу. Продолжила образование на историко-философском факультете Московских Высших женских курсов в 1911–1914 годах. Курс окончила, государственные экзамены не сдала по семейным обстоятельствам ― в 1915–1917 годах жила в Иваново-Вознесенске, воспитывала двоюродную сестру, отец которой был призван в действующую армию. В дальнейшем в официальных анкетах Александра Павловна будет вынуждена писать о своем незаконченном высшем образовании. В 1918-м переехала в Москву и поступила на курсы по подготовке экскурсоводов по художественным музеям и подмосковным усадьбам под руководством А. Б. Бакушинского и Н. А. Гейнике. В 1919-м окончила шестимесячные курсы музейных работников при Отделе охраны памятников Наркомпроса, в том же году посещала специальный семинар по экскурсионной работе А. В. Бакушинского. В том же году 3 месяца работала в Музее старой Москвы, в декабре 1919 года перешла на экскурсионную работу в Отдел по делам музеев Наркомпроса, где также исполняла обязанности секретаря методического подотдела. В 1922 году в связи с реорганизацией Отдела по делам музеев Наркомпроса переведена в ГМНЗИ.

Б. Н. Терновец поручает Алтуховой библиотеку. Александра Павловна разбирает и проверяет библиотечный фонд музея, начинает его систематизировать, создает каталоги и инвентари, в это же время описывает русское собрание музея.

С поступлением в ГМНЗИ Алтухова не оставила своей работы методиста по художественным экскурсиям в Институте методов внешкольной работы. И поэтому, когда в начале 1920-х годов в Музей приходит массовый зритель, именно Александра Павловна стает в авангарде популяризационной деятельности, настаивая на «специфичности и отдельности экскурсионной работы».

Т. А. Боровая вспоминала: «Экскурсии вначале по музею весьма немногочисленны, так как материал музея пугает и ошарашивает, я помню из личного опыта работы в Первом отделении музея, как экскурсии начинали ругаться, поднимаясь по лестнице, увидя "Танец" и "Музыку" Матисса. Работа, конечно, была трудная, все были настроены против Пикассо, Матисса и Сезанна, и Александре Павловне, которая вначале одна занимается в музее экскурсионной работой, много приходится приложить уменья спорить, убеждать, заинтересовать в нашем материале, вызвать интерес и желание его изучить, переубедить и заставить оценить прекрасные произведения, находящиеся в Музее».

С 1930 года Алтухова практически полностью переключилась на популяризационную работу. Проводила не только одиночные экскурсии по экспозиции, но и тематические циклы, наблюдала за учетом посещаемости. В 1931 году Б. Н. Терновец поручил Алтуховой разработать форму книги для записей восприятия этикетажа посетителями музея. Терновец также поддерживал Александру Павловну в развитии шефской работы. Наряду с лекциями и экскурсиями Алтухова использовала и другие формы популяризации музея и его собраний ― для стенгазеты завода «Каучук» написала статьи «Что такое искусство», «История МНЗИ», «Как нужно смотреть картину».

Особенно ярко просветительский талант Алтуховой проявился в работе со школьниками. В 1934 году Александра Павловна становится председателем школьной комиссии ГМНЗИ. Главный инициатор работы музея со школой, она добилась включения ГМНЗИ в школьную программу посещения музеев, организовала в школах занятия и беседы со школьниками об искусстве, выставки на копиях, связав материал со школьной программой по истории. Наркомпрос одобрил и распространил эту работу на другие музеи. В 1935 году Алтухова разработала экскурсии внешкольного типа ― «Искусство и его классовая сущность» для седьмых, восьмых и девятых классов и «Искусство эпохи империализма и послевоенное искусство на Западе» для девятых и десятых классов.

Развитию методической работы способствовала научно-исследовательская деятельность, которой Алтухова постоянно занималась. В сферу ее научных интересов входило новейшее немецкое искусство ― творчество О. Нагеля и Т. Т. Гейне. В запланированный музеем сборник «Импрессионизм» А. П. Алтухова подготовила статьи о К. Писсарро и об О. Ренуаре. Изучала творчество Э. Дега, К. Менье, Г. Моро. В рамках научного музейного направления «реализм в европейском искусстве» выбрала художников Ж.-Л. Форена и М. Либермана.

Коллеги отмечали, что «Александра Павловна необычайно серьезно, добросовестно, в мельчайших деталях изучает тот предмет, который ею выбран, все источники прорабатываются ею тщательно и досконально и необычайно обогащают ее большие знания в области искусства».

К столетию со дня рождения Ренуара, которое торжественно отмечалось в Музее в феврале 1941 года, Алтухова подготовила доклад, зачитанный диктором радио Ю. Левитаном.

В начале 1940-х Александра Павловна стала интенсивно разрабатывать научно-исследовательскую тему «Искусство США», никем прежде не поднимавшуюся в Советском Союзе. Написала первую в СССР книгу по истории искусства США ― рукопись приобрел Комитет по делам искусств, но послевоенное охлаждение отношений между странами не позволило ее издать.

Как опытный методист в 1937–1939 годах Алтухова приняла участие в подготовке путеводителя по музею.

Во время войны отвечала также за политико-просветительную работу, хранила диапозитивы и негативы. Проявила большую инициативу в разработке новых форм просветительной работы в условиях военного времени ― для работы в госпиталях предложила делать листовки-альбомы (а не выставки на копиях и фотоматериалах), чтобы тяжелораненые могли держать их в руках, а на основе этих альбомов ― проводить беседы и лекции по искусству.

Внесла значительный вклад в коллективный труд музея по составлению хроники американского и английского искусства за 1941–1945 годы.

А. П. Алтухова написала ряд научно-популярных статей с целью пропаганды музея в связи с его 25-летием: по заданию Информбюро ― статьи «Научно-популяризационная работа ГМНЗИ за 25 лет», «Музей нового западного искусства в дни Отечественной войны», для французского журнала, издаваемого в Алжире, ― «Музей НЗИ и его французский отдел», для Латинской Америки через Информбюро ― «Творчество Ренуара в ГМНЗИ»

В 1946 году по заказу издательства «Московский рабочий» она подготовила «Справочник по музею для детей и подростков».

Коллеги отмечали ее неутомимую энергию, упорство, трудоспособность, исключительную привязанность к Музею, проявляемую порой чересчур бурно и темпераментно, когда речь шла о защите интересов Музея. Но при этом сама Александра Павловна отличалась скромностью и щедро делилась своим опытом.

После расформирования ГМНЗИ Алтухова перешла в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Сначала она работала в экскурсионном бюро, а с 1951 года перешла в отдел графики, где хранила коллекцию портретов русской школы.

Библиография:

Алтухова А. П. Из практики экскурсионной работы Государственного музея нового западного искусства / Советский музей: Бюллетень Государственной Третьяковской Галереи и Государственного Музея Нового Западного Искусства. М.: Изд. ГТГ, 1930.

Огюст Ренуар (1841–1919): сто лет со дня рождения / А. П. Алтухова. М. ; Л.: Искусство, 1941.

Произведения, связанные с этим деятелем 0 works of art