NeWestMuseum
近代西洋美術館

歴史バーチャル再建1910年代

Белый зал (Музыкальный салон) в доме И. А. Морозова с панно Мориса Дени (1909 — 1941)

Ансамбль, созданный в московском доме И. А. Морозова на рубеже 1900 — 1910-х годов, — единственный документально зафиксированный интерьер этого собрания: его фотографии сопровождали обширную публикацию о коллекции в журнале «Аполлон» весной 1912 года. Архитектурное решение зала окончательно сложилось к 1907 году, когда в особняке на Пречистенке закончились строительные и отделочные работы по проекту Л. Н. Кекушева. 

Помещение с высоким потолком, завершавшееся световым фонарем, решено в деликатных бело-серых тонах. Вероятнее всего, оно изначально создавалось в расчете на монументальную роспись. И роспись появилась — цикл панно «История Психеи», который И. А. Морозов заказал французскому художнику Морису Дени весной 1907 года. Уже в октябре 1908 года готовые полотна были показаны на Осеннем салоне в Париже, а вскоре, в январе 1909-го, вслед за своими картинами в Россию прибыл и сам мастер, чтобы лично наблюдать за установкой работ. Одновременно с завершающими поправками в живописи Дени набросал также эскизы мебели (низких банкеток) и ее шелковой обивки. 

Живописные панно в ансамбле были дополнены расписными вазами, над которыми Морис Дени работал совместно с керамистом Андре Мете. 

Белый зал (Музыкальный салон) в доме И. А. Морозова.
Панно М. Дени «История Психеи», керамические вазы М. Дени, мебель по эскизам М. Дени.
1912

Сам Морозов в октябре 1909 года попросил Дени сделать их, а в августе 1910-го готовые вазы доставили в Москву. Вращающиеся постаменты позволяли любоваться керамикой в любом ракурсе. 

После доставки и установки в зале в 1912 году скульптур Аристида Майоля керамические вазы заняли места на мраморных столешницах застекленных тумб. 

Белый зал (Музыкальный салон) в доме И. А. Морозова.
Панно М. Дени «История Психеи», скульптура А. Майоля, мебель по эскизам М. Дени.
1912

Воздвигнутые на высокие постаменты, женские фигуры удачно вступали в диалог с живописью, однако освещение зала было для них настолько невыгодным, что еще в дореволюционные годы их перенесли из Белого зала в соседний и поместили на более низкие постаменты.

Белый зал с «Историей Психеи», как и весь морозовский особняк, в дореволюционные годы оставался малодоступным для широкой публики. Когда коллекция стала Вторым отделением ГМНЗИ, ансамбль не нарушился. Однако после объединения в 1928 году Первого и Второго отделений в одном здании на Пречистенке (тогда Кропоткинской улице) целостность «Истории Психеи» была принесена в жертву новой экспозиции: в начале 1930-х большинство панно закрыли щитами, обитыми холстом, на которых разместили картины Анри Матисса из бывшего щукинского дома, оставив открытой лишь одну стену с работами Дени. 

Реставрация панно М. Дени «История Психеи». 
Конец 1930-х

В 1938 году после увольнения директора ГМНЗИ Б. Н. Терновца ансамбль Дени решили восстановить: борьба с формалистическим искусством шла полным ходом, и Матисс оказался не в чести. В конце 1930-х панно капитально отреставрировали, и к 1940 году здесь уже проводили выставки. Возрожденный ансамбль просуществовал недолго: в конце лета 1941 года коллекцию ГМНЗИ эвакуировали из Москвы. Для вывоза панно  Дени спешно сняли со стен и подрамников и поместили на валы. 

Ход реставрации тщательно документировался на месте штатным фотографом ГМНЗИ. 

Фрагмент панно М. Дени «История Психеи» во время реставрации.
Конец 1930-х

Он выглядел так же, как при Морозове, правда, скульптуру расположили ровно под пилястрами, а строгую обивку по эскизам Дени заменили. 

Целостный облик зала более не восстанавливался: в 1948 году при разделе коллекции ГМНЗИ валы с картинами передали в Эрмитаж, а керамику и скульптуры — в ГМИИ. Две вазы Мориса Дени из ансамбля зала были подарены Пушкинским музеем Эрмитажу в 1965 году, в связи с его 200-летним юбилеем.

Летом 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, было принято решение об эвакуации музейных ценностей; произведения из ГМНЗИ должны были быть спешно отправлены в Новосибирск. 

Белый зал после эвакуации.
Осень 1941

При торопливом демонтаже красочный слой части холстов, наклеенных прямо на штукатурку, серьезно пострадал (картины буквально срывали со стен). В зале остались лишь фрагменты лесов и сломанные подрамники... 



Текст: 
А. Петухов 

使用されている作品