Анри-Жорж Адан (Henri-Georges Adam)
1904, Париж — 1967, Париж
1967
Французский художник-график, близкий к сюрреалистам, скульптор-монументалист, автор эскизов к плакатам, шпалерам и театральным постановкам.
Адан родился в семье ювелира, державшего мастерскую в престижном парижском квартале Марэ. После недолгой учебы в школе часовщиков он начал помогать отцу и у него же получил первые уроки гравирования. В 1925 году Адан посещал вечерние курсы рисования на Монпарнасе и одновременно (но также недолго) классы Школы изящных искусств. В 1928 году художник начал заниматься политической карикатурой, а в 1934-м увлекся офортом и резцовой гравюрой. В это же время он сблизился с сюрреалистами Андре Бретоном, Луи Арагоном и Полем Элюаром. В 1936 году Адан начал работу над циклом гравюр «Бедствия войны», посвященном Гражданской войне в Испании. В том же году он примкнул к Ассоциации революционных писателей и художников (AEAR) и наряду с Пикассо и другими модернистами принял участие в коллективной постановке «народного спектакля» «14 июля» в театре «Альгамбра» (по пьесе Ромена Роллана).
Мобилизованный в 1939 году, Адан с началом войны с Германией попал в плен, был санитаром. Освобожденный по состоянию здоровья, он вернулся в Париж и стал заниматься скульптурой. В 1943 году вместе с художниками Жишья, Ле Моэлем, Пиньоном и Манессье стал основателем и автором плаката Майского салона, в котором во время оккупации демонстрировалось левое искусство.
Тогда же он выполнил эскизы костюмов и декораций к постановке пьесы Сартра «Мухи». Пикассо отдает ему в пользование свою мастерскую на улице Гранд-Огюстен, где скульптор работает до 1950 года. В 1948–1949 годах Адан выполняет модернистскую скульптуру «Большая обнаженная», делает эскизы для черно-белых (как и его гравюры) шпалер мануфактур Обюссона, Бовэ и Гобеленов. В 1956 году художник создает одну из своих самых известных монументальных абстрактных скульптур — «Сигнал» для музея и дома культуры в Гавре.