В июле 1912 года на волне массового увлечения европейских художников «негритянским» искусством Сергей Щукин приобрел в парижской галерее Йозефа Бруммера Brummer Curiosites скульптуры, созданные преимущественно мастерами Черного континента. Среди них было шесть деревянных статуэток и одна бронзовая отливка с маски. Большую роль в этом событии сыграл латвийский художник Вольдемар Матвей, один из первых ценителей и исследователей неевропейского искусства в России. В письме, написанном в Париже в 1912 году, Матвей вспоминает их совместное посещение галереи Бруммера и подчеркивает тот факт, что именно он увлек московского коллекционера искусством Африки: «Приходит Щукин… мы ему расхваливаем… что выкопали у одного маклака чудную коллекцию скульптур Полинезии и Африки. Удивительные вещи и дешево, 50, 100, 300 франков. Ездили с Щукиным туда. Он купил на 600 франков скульптуры и одного Пикассо». (В журнале продаж галереи Бруммера говорится о двух натюрмортах Пикассо, приобретенных Щукиным.)
В московском особняке коллекционера «негритянская» скульптура заняла свое место рядом с кубистическими полотнами Пикассо, акцентируя, таким образом, истоки возникновения актуальных художественных экспериментов.
Н.К.