Ив Аликс (Yves Alix)
1890, Фонтенбло — 1969, Париж
1969
Французский художник-график, книжный иллюстратор, живописец, автор монументальных росписей и театрально-декоративных работ; вначале испытал влияние кубизма и экспрессионизма, в поздние годы от фигуративной живописи художник перешел к абстракции
Получив навыки рисования в Анжере, Ив Аликс переехал в Париж и поступил в Академию Жюлиана (1908–1910), из которой потом перешел в Академию Рансона (1910–1912), где преподавали Морис Дени, Пьер Боннар и другие бывшие участники группы «Наби». Позднее Аликс помогал Дени в росписях театра на Елисейских Полях, а в 1918 году сам начал преподавать рисунок в Академии Рансона.
Аликс сделал успешную художническую и институционную карьеру. Он дебютировал в 1912 году в Салоне независимых (в 1919 году стал членом его комитета), затем выставлялся в Осеннем салоне (в 1921 году избран его секретарем), Салоне Тюильри. Его первые персональные выставки прошли в галереях La Licorne (1921, Париж), в 1922 году в Le Centaure (Брюссель) и Drouet (Париж), в 1923 году вместе с Марселем Громером, Андре Дюнуйе де Сегонзаком и другими он экспонировался в галерее Van Deene (Амстердам). В 1925 году Аликс стал президентом Ассоциации профессиональных живописцев и граверов (l'Association des peintres et graveurs professionnels), а в 1928 году — вице-президентом общества «Современной гравюры» (Jeune gravure contemporaine). После Второй мировой войны экспонировался на выставках «Художники — свидетели своего времени». В 1934 году художник был удостоен звания кавалера ордена Почетного легиона (в 1951 году— офицера ордена).
Творчество Аликса развивалось в соответствии с трендами его времени: от достаточно умеренного кубизма 1910-х годов художник перешел к выразительным средствам, опирающимся на традиции XIX века (в частности, Домье). В конце 1920-х годов в графике и живописи он создал сатирическую серию, обличающую современную систему правосудия (одна из таких работ — «Сцена в суде» (1928) — была написана по заказу ГМНЗИ). Помимо жанровых сцен, Аликс создал в 1930-е годы серии пейзажей с видами Сен-Тропе, Бретани, Греции и Италии.
Как книжный график Аликс иллюстрировал произведения Анри де Монтерлана, Альфонса Доде и Софокла; как театральный художник он работал над декорациями и костюмами к постановкам пьес Мольера и Шекспира, а также опер Вагнера; его монументальные росписи украшали трансатлантический лайнер «Нормандия», офис агентства Air France на Елисейских Полях и павильон Иль-де-Франс на Международной выставке в Париже 1937 года. Художник также выполнял картоны шпалер для мануфактур Гобеленов и Обюссона.
Друживший с видными мастерами современного искусства — Андре Лотом, Жаком Вийоном, Роже де ла Френе (им и другим своим коллегам художник посвятил книгу «Заметки об искусстве, 1912–1940. Свидетельство»), Ив Аликс во время оккупации Франции оказывал поддержку молодым художникам — Альфреду Манесье, Жану Базену, Гюставу Сенжье и Жану Ле Моалю, ставшими впоследствии мэтрами послевоенной французской абстракции.