Александр Архипенко (Alexander Archipenko)
1887, Киев — 1964, Нью-Йорк
1964
Выдающийся американский скульптор украинского происхождения, внесший большой вклад в развитие экспериментальной пластики XX века.
Склонность к художественному творчеству зародилась у Архипенко в 13 лет, когда из-за болезни он, длительное время проводя в постели, начал копировать из книги рисунки Микеланджело. В 1902 году юноша поступает на живописное отделение Киевского художественного училища, откуда вскоре переводится на отделение скульптуры. В 1905 году его отчисляют из училища за неоднократно выказываемое недовольство академической системой преподавания. В следующем году Архипенко отправляется в Москву, где принимает участие в коллективных выставках.
В 1908 году молодой скульптор приезжает в Париж, решив продолжить свое художественное образование в Высшей школе изящных искусств. Но и здесь система обучения показалась ему слишком рутинной, поэтому он активно занимается самообразованием, каждый день в течение нескольких лет посещая Лувр. В эти годы он очень увлечен искусством античности и Древнего Египта, архаическими культурами и ранней готикой, что определенным образом сказывается и на его творчестве. С начала 1909 года Архипенко создает новаторские скульптурные произведения («Женщина с кошкой», 1910), которые представляет в Салоне независимых в 1910 году и в Осеннем салоне 1911 года. Постепенно в его работах начинают проявляться черты кубизма. С 1910 года Архипенко входит в состав «Группы из Пюто», члены которой — Альбер Глез, Жак Вийон, Жан Метценже и др. — стремились научно обосновать эстетику нового художественного направления. Уделяя большое внимание принципам трехмерного кубизма, Архипенко начинает осваивать новые оригинальные методы: в качестве основных изобразительных элементов впервые в истории скульптуры он использует «сквозные формы» и пустоты. Он становится первым скульптором, использовавшим сочетания выпукло-вогнутых форм и так называемое негативное пространство. Параллельно с этим он применяет нетрадиционные для скульптуры материалы: стекло, проволоку, листовой металл, найденные предметы, конструируя из них трехмерные объекты.
В 1912 году Архипенко открывает собственную художественную школу и присоединяется к группе модернистов «Золотое сечение». Вплоть до начала Первой мировой войны скульптор активно выставляет свои работы во Франции и Германии, а также экспонируется на знаменитой авангардистской Armory Show в Нью-Йорке в 1913 году.
Годы войны художник проводит неподалеку от Ниццы, развивая в своем творчестве основные принципы так называемой скульпто-живописи. «Я изобрел скульпто-живопись в 1912 году. Она создается главным образом как панель, объединяющая цвета и формы; эстетически это новый вид искусства, обязанный особой взаимозависимости рельефа, вогнутых и перфорированных форм, цвета и фактур». К этому времени относятся такие значимые работы, как «Медрано II» (1913–1914), «Женщина за туалетом» (1916) и др.
Александр Архипенко
Медрано II
1913-1914
Выс. 126,6 см
Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк, США
Из альбома Архипенко, опубликованного в Германии в 1921
В 1918 году Архипенко уезжает в Германию, где организует свою художественную школу. В 1920 году на XII Венецианской биеннале его творчеству отведен отдельный зал. В 1923 году скульптор переезжает жить в США и через пять лет получает американское гражданство.
В 1927 году Архипенко запатентовал свое новое изобретение — «архипентуру», которая, по его определению, является «машиной, производящей иллюзию движения живописного предмета, аналогичного медленному движению в кино». Иначе говоря, узкие цветные полоски приводились в движение при помощи сложного механизма, создавая определенные композиции, которые менялись по желанию художника.
В 1933 году художник работает над оформлением павильона Украины (организован украинской диаспорой) для Всемирной выставки в Чикаго. В 1940-е годы он, продолжая свои художественные эксперименты, создает серию «светомодуляторов» — полупрозрачных, освещаемых изнутри объектов, выполненных из плексигласа. Вплоть до конца своей жизни Архипенко активно работает не только в области трехмерной пластики, но и занимается живописью и графикой. Большое внимание мастер уделял и преподавательской деятельности как в организованных им самим художественных школах, так и в ведущих учебных заведениях США — Вашингтонском университете в Сиэтле, Университете Канзас-Сити, Институте искусств в Чикаго, в Новом Баухаузе. В 1962 году Архипенко был принят в Американскую академию искусств и литературы.