Антуан-Луи Бари (Antoine-Louis Barye)
1795, Париж — 1895, Париж
1875
Французский скульптор-анималист периода романтизма, мастер станковой и монументальной пластики.
Свой творческий путь Бари начал как ювелир, работая на первых порах под руководством отца, золотых дел мастера из Лиона, а затем с Мартином Гийомом Биенасом, личным ювелиром Наполеона Бонапарта. После службы в армии (1812–1814) юноша продолжил обучение у скульптора Франсуа Жозефа Бозио и у живописца Антуана Гро. С 1818 по 1823 год он посещал Школу изящных искусств, по окончании которой до 1831 года работал у ювелира Жака Анри Фоконье. Именно в этот период постепенно сформировался интерес Бари к анималистике: много времени он проводил в зоологическом саду Парижа, делая карандашные зарисовки животных, а затем на их основе создавал скульптурные произведения.
Несмотря на то, что он дебютировал в Салоне еще в 1827 году, как скульптор-анималист Бари заявил о себе лишь на выставке 1831 года, представив на суд жюри сцены яростных схваток экзотических зверей. За одну из своих работ он получил тогда вторую премию. Несколько лет (вплоть до 1850 года) Бари пропускал Салон, поскольку однажды жюри отвергло его небольшую работу, посчитав ее незначительной мелкой поделкой.
Анималистические скульптуры Бари довольно быстро снискали ему славу. Министр внутренних дел Франции приобрел у него гипсовую монументальную композицию, известную ныне как «Лев, убивающий змею» (1833). Бронзовая отливка этой скульптуры была установлена в 1836 году в саду Тюильри. Спустя десять лет в пандан к ней мастер по заказу правительства исполнил фигуру сидящего льва. Бари также была заказана монументальная фигура орла, которая должна была венчать Триумфальную арку Шальгрена, однако этот проект так и не был воплощен в жизнь. К другим крупным заказам, над которыми работал Бари, относятся декоративное оформление Июльской колонны на площади Бастилии и фигура св. Клотильды для церкви Мадлен (начало 1840-х).
Произведения малых форм Бари приобретали для своих коллекций члены королевской семьи, к примеру, в 1834 году герцог Орлеанский заказал мастеру серию surtout de table (настольных декоративных скульптур) с изображением сцен охоты в разных странах и разных эпохах. После смерти герцога, бывшего покровителем художника, Бари стал зарабатывать на жизнь изготовлением целых серий бронзовых скульптур небольшого формата, продавая их поначалу через известные литейные мастерские, а потом, когда его произведения стали пользоваться большой популярностью как в Европе, так и в США, и самостоятельно. Однако в 1848 году вследствие революционных событий и финансового кризиса скульптор был объявлен банкротом, для выплаты долгов его гипсовые модели и права на создание новых бронзовых отливок по ним были проданы нескольким литейным мастерским (Барбедьен, Мартин и др.). Выполненные этими фирмами отливки уже не отличались тем превосходным качеством, которое было свойственно работам самого Бари, не считавшего возможным продать ни одной своей бронзовой скульптуры, если, с его точки зрения, она не была доведена до совершенства. За выдающееся техническое мастерство скульптор получил большую золотую медаль Всемирной выставки в Париже 1855 года, одновременно с этим ему была вручена награда в области изящных искусств за скульптуру «Ягуар, нападающий на зайца». В 1863 году мастер стал основателем и президентом комиссии Центрального союза искусств, связанных с промышленностью.
С 1848 года Бари являлся директором мастерской гипсовых отливок в Лувре и курировал музейную галерею гипсовых слепков. В 1850 году он начал преподавать рисунок в аграрной школе в Версале, а с 1854-го и вплоть до своей смерти был профессором рисунка в Музее естественной истории (кстати, там у него некоторое время учился молодой Огюст Роден).
В поздние годы Бари был оценен и как мастер монументальных форм. Он получал правительственные заказы, в том числе на создание декоративных масок для моста Понт-Неф в Париже, четырех аллегорических групп (Сила, Порядок, Мир и Война) для фасада Лувра, рельефа, изображающего Наполеона I, которого коронуют аллегорические фигуры История и Искусство, а также рельефа с изображением Наполеона III на коне в образе римского императора (1861). Бари также получал заказы на создание конного памятника Наполеону I в корсиканском Аяччо (1865) и статуи Наполеона I для Гренобля в 1862 году (от исполнения этого заказа мастер в итоге отказался). В 1869 году скульптор изваял каменных львов и тигров для ворот дворца Лоншан в Марселе. Это были последние работы мастера.