Деревенская любовь
1882
Холст, масло
194 х 179 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
С 1883 — собрание Жоржа Пти; 1885–1892 — собрание С.М. Третьякова; с 1892 — Третьяковская галерея; с 1925 — ГМИИ; в 1930–1948 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3482
Инв. ГМНЗИ: 911
Картина Бастьен-Лепажа принимала участие в Салоне 1883 года и вызвала большой интерес у публики. Репродукции с нее, а также посвященные этому опусу рисунки и карикатуры часто публиковались во французской периодической печати. Так, в газете La présse illustré от 6 января 1884 года иллюстрация работы сопровождалась текстом, в котором ее называли «знаменитым полотном Бастьен-Лепажа» «в духе поэтичного реализма». В газете La caricature от 23 июня 1883 года публиковалась карикатура на картину со следующим текстом: «Молодой жених озадачен, так как его суженая заявляет ему о намерении держать в хозяйстве мужа под башмаком».
Несмотря на язвительность отзывов французских критиков, «Деревенская любовь» Бастьен-Лепажа пользовалась большой популярностью среди русских художников последней четверти XIX — начала ХХ века, в том числе у В.А. Серова и М.В. Нестерова (последний считал, что она могла бы «служить добрым напутствием хотя бы для брачующихся»). По свидетельствам современников, картину ценил Л.Н. Толстой.
Полотно быстро обрело коллекционера. Известно, что в письме от 11 мая 1883 года Администрация изящных искусств предложила художнику за картину 6000 франков. В тот же день Бастьен-Лепаж ответил следующее: «Господин директор, с сожалением извещаю Вас, что картина («Деревенская любовь»), покупку которой Вы предлагаете, больше мне не принадлежит». В это время она уже была куплена французским галеристом Жоржем Пти. В 1885 году в этой же галерее состоялась посмертная выставка художника, на которой Сергей Третьяков, давно мечтавший получить произведение Бастьен-Лепажа в свою коллекцию, и приобрел эту картину.
А.П.