An oriental barbershop
1872
Oil on canvas
100,5 х 60 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
Until 1892 The S. Tretyakov Collection, Moscow; 1892—1925 The Tretyakov Gallery, Moscow; 1925—30 The Museum of Fine Arts, Moscow; 1930— 48 The Museum of Modern Western Art, Moscow; since 1948 The Pushkin Museum of Fine Arts
Inv.: Ж-3490
Inv. GMNZI: 932
Картина «Восточная цирюльня» — классический образец французского ориентализма середины XIX века. В отличие от своих предшественников-романтиков, увлеченных яркой экзотикой Востока, художники нового поколения интересовались прежде всего точной передачей деталей костюмов и антуража, достоверностью картин. Мамелюки, паши и томные красавицы уступили место будничным сценам. Данная работа была создана в результате путешествия по Востоку, совершенного художником в 1868 году. Она экспонировалась в парижском Салоне 1873 года под названием «Турецкий брадобрей». Позже она получила не совсем верное название «Восточная цирюльня» — на самом деле действие происходит в турецкой бане, где традиционно пользовались услугами цирюльника. Непритязательный интерьер и персонажи-простолюдины, отвернувшиеся от зрителя, подчеркивают обыденность сцены. Хотя в известной мере картина не лишена и этнографического колорита.
Благодаря своей дружбе с жившим в Париже художником А.П. Боголюбовым Леон Бонна был хорошо известен в русских художественных кругах. В 1870-е годы европейское увлечение ориентализмом дошло и до России. Так жанровая сцена на восточный сюжет могла занять достойное место в экспозиции галереи Третьяковых.
А.П.