Un barbier turc (Boutique de barbier en Orient)
1872
Huile sur toile
100,5 х 60 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
Jusqu\'en 1892 La Collection de S. Tretiakov, Moscou; 1892-1925 La Galerie Tretiakov, Moscou; 1925-1930 Le Musée des Beaux-Arts, Moscou; 1930- 48 Le Musée d\'art moderne occidentale, Moscou; depuis 1948 Le Musée des beaux-arts Pouchkine
Inv.: Ж-3490
Inv. GMNZI: 932
Картина «Восточная цирюльня» — классический образец французского ориентализма середины XIX века. В отличие от своих предшественников-романтиков, увлеченных яркой экзотикой Востока, художники нового поколения интересовались прежде всего точной передачей деталей костюмов и антуража, достоверностью картин. Мамелюки, паши и томные красавицы уступили место будничным сценам. Данная работа была создана в результате путешествия по Востоку, совершенного художником в 1868 году. Она экспонировалась в парижском Салоне 1873 года под названием «Турецкий брадобрей». Позже она получила не совсем верное название «Восточная цирюльня» — на самом деле действие происходит в турецкой бане, где традиционно пользовались услугами цирюльника. Непритязательный интерьер и персонажи-простолюдины, отвернувшиеся от зрителя, подчеркивают обыденность сцены. Хотя в известной мере картина не лишена и этнографического колорита.
Благодаря своей дружбе с жившим в Париже художником А.П. Боголюбовым Леон Бонна был хорошо известен в русских художественных кругах. В 1870-е годы европейское увлечение ориентализмом дошло и до России. Так жанровая сцена на восточный сюжет могла занять достойное место в экспозиции галереи Третьяковых.
А.П.