Леон Бонна (Leon Bonnat)
1833, Байонна (Атлантические Пиренеи) — 1922, Монши-Сент-Элуа (деп. Уаза, О-де-Франс)
1922
Известный французский живописец-портретист натуралистического направления, гравер, автор монументальных росписей на исторические и религиозные сюжеты.
В 13-летнем возрасте Леон Бонна вместе с семьей перебрался в Мадрид, где у его отца была книжная лавка. Там же он начал обучаться живописи у Хосе де Мадрасо и Агудо, бывшего, в свою очередь, учеником Жак-Луи Давида, и у его сына Федериго де Мадрасо и Кунса. После переезда в Париж в 1853 году молодой художник поступил в Школу изящных искусств в класс живописца-неоклассициста Леона Конье. В 1857 году Бонна за картину «Воскрешение Лазаря» получил Римскую премию, дававшую ему право в течение нескольких лет стажироваться в Риме. В 1860-х годах художник побывал в Греции, а в 1870-х — на Ближнем Востоке. Путешествия внесли разнообразие в его творческий арсенал — он увлекся жанровой живописью и, в частности, модным в ту пору ориентализмом. Однако главным его призванием стало искусство портрета. Бонна принадлежит около 200 портретов выдающихся деятелей культуры, науки и политики второй половины XIX века. Среди них портреты Виктора Гюго, Александра Дюма-сына, Луи Пастера, Адольфа Тьера, Ипполита Тэна, Леона Гамбетта, Эрнеста Ренана и многих других. С начала 1870-х годов мастер вел занятия в своей собственной мастерской, некоторое время у него учился Алексей Харламов. Модный портретист, чью правдивость, впрочем, ставили под сомнение некоторые критики, Леон Бонна большую часть гонораров тратил на приобретение произведений искусства, особенно графики (впоследствии его коллекция по завещанию была передана городу Байонна). В 1888 году художник был назначен преподавателем живописи в Школу изящных искусств (в 1905 году он возглавил это учебное заведение). Среди его учеников были такие разные художники, как Анри Тулуз-Лотрек (правда, недолго), Гюстав Кайботт, Джон Сингер Сарджент, Эдвард Мунк, Жорж Брак и Рауль Дюфи. Из монументальных работ мастера наиболее известны «Мученичество святого Дени», выполненное для Пантеона, и «Триумф искусств», написанный для Отель де виль (парижской ратуши).