Константин Бранкузи [Брынкуши] (Constantin Brancusi [Brîncuşi])
1876, село Хобица (Малая Валахия, Румыния) — 1967, Париж
1967
Французский скульптор румынского происхождения, один из зачинателей абстрактной скульптуры и предтечей минимализма.
Выходец из многодетной крестьянской семьи, Константин Брынкуши пользовался любой возможностью, чтобы приобщиться к искусству. Мальчиком на побегушках у гончара он учился лепке из глины, затем поступил в художественную школу в Крайове (1894), а в 1898 году перебрался в Бухарест, где был принят в Школу изящных искусств. Через четыре года Брынкуши отправился в Мюнхен, где рассчитывал усовершенствовать свои навыки, однако уже в 1904 году оказался в Париже в Национальной школе изящных искусств. Несколько месяцев в 1906–1907 годах он работал ассистентом у Огюста Родена и распрощался с ним, как говорили, фразой «в тени дуба не вырастают другие деревья». Правда, влияние «живой» поверхности мэтра импрессионистической пластики еще некоторое время ощущалось в его скульптурах.
Бранкузи (так стали называть Брынкуши на французский лад) поселился на Монпарнасе и свел знакомство художниками-модернистами Пикассо, Леже, Модильяни, Ман Реем и с композитором Эриком Сати. К концу 1910-х годов у него сложилась своя оригинальная концепция развития скульптуры: посредством намеренного упрощения форм он свел разнообразие пластики к простейшим объемам-формулам (обнявшаяся пара как единый каменный блок, голова как вытянутое яйцо, птица как изогнутая вертикаль и т. д.). Многое ему дало знание традиционного народного творчества его родины и знакомство с входившей в моду африканской скульптурой.
Известность Бранкузи получил после того, как на международной выставке Armory Show в Нью-Йорке в 1913 году он представил пять своих произведений, снискавших ему столько же почитателей, сколько и критиков. Непонимание часто сопровождало показы его работ. Так, в 1920 году полиция выдворила из Салона независимых скульптуру «Принцесса X», усмотрев в ее формах оскорбительные намеки. В 1926 году американские таможенники не увидели в работе «Птица в пространстве» произведения искусства и обложили ее налогом как «предмет кухонного пользования». Процесс скульптора против этой службы США длился почти два года. Победил новый взгляд на искусство.
Творческое наследие художника в основном поделено между Румынией и Францией: родному городу Тыргу-Жиу художник в 1938 году подарил ряд монументальных работ, в музее Национального центра имени Жоржа Помпиду экспонируется реконструированная мастерская скульптора на Монпарнасе.