Danseuses en bleu
1898
Pastel sur papier. 64 х 64,6 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Происхождение
1918, de la collection S. I. Stchoukine
Inv.: Ж-3273
Inv. GMNZI: 38
Мир балета стал одной из самых любимых тем Дега, к которой он постоянно возвращался в своем творчестве. Однако, в отличие от многих современников, художника привлекает не красочный праздник театра, а проза закулисной жизни. «Голубые танцовщицы» могут показаться зарисовками одной и той же балерины: вот она завязывает пуант, потом поправляет платье, осматривает свой костюм, держась за край декораций. Соединенные в пределах одного листа, эти обычные движения вдруг превращаются в прекрасный танец; на наших глазах рождается магия театра и магия живописи. Благодаря использованию техники пастели, в этой работе Дега удается добиться удивительного богатства фактуры и цветовых сочетаний. Небольшие мазки-штрихи ложатся в разных направлениях, соединяясь в звучные потоки синих теней или рассыпаясь отблесками света на волосах танцовщиц. Художник Морис Дени, посетивший Москву в 1909 году, увидев эту пастель Дега в домашней галерее коллекционера С.И. Щукина, так отозвался о ней: «В большом салоне – голубой Дега, самый прекрасный, самый звонкий и самый новый».
Эдгар Дега (Edgar Degas)
1834, Париж — 1917, Париж
1917
Французский живописец и скульптор, один из родоначальников импрессионизма.
Учился живописи в Школе изящных искусств (1855–1856) у Луи Ламота, ученика Доминика Энгра, влияние которого сказалось на его раннем творчестве. Познакомился в Школе с Анри Фантен-Латуром и Леоном Бонна. В 1856–1860 годы предпринял пять поездок в Италию, где изучал и копировал произведения мастеров Возрождения. Дебютировал в Салоне 1865 года. Вскоре сблизился с Эдуардом Мане, встречался с Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем. Совершил поездку в Новый Орлеан, США (1872–1873). Принял участие во всех выставках импрессионистов (1874–1886), кроме седьмой (1882), когда протестовал против участия в ней Моне и Ренуара, не порвавших с Салоном. В 1885 году зрение Дега стало ухудшаться, а в последние два десятилетия его жизни оно сделалось катастрофически слабым. Наряду с живописью работал в рисунке, гравюре, монотипии, скульптуре, в каждом из родов искусства выказывая самые смелые творческие подходы.