После ванны (Нагое тело)
Конец 1880-х — начало 1890-х
Бумага, уголь, пастель
37,1х43,8 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
C 1912 – собрание И.С. Остроухова, с 1929 – ГМНЗИ (передан из Гос. Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова), с 1948 - ГМИИ
Инв.: Р-10442
Инв. ГМНЗИ: 812
Подобные мотивы (женщина, принимающая ванну, выходящая из ванны, вытирающаяся после ванны, и т. п.) занимали художника на протяжении многих лет: и в 1880-е, и в 1890-е, и в начале 1900-х годов. Дега крайне редко проставлял даты на своих работах, поэтому точно определить время их создания, если недостает документальных данных, бывает затруднительно. По стилистическим признакам московский лист тяготеет к работам, созданным в конце 1880-х годов, во всяком случае не позднее начала 1890-х: рисунки, сделанные ближе к середине 1890-х, отличаются более «размытыми» контурами, тогда как в этюде из ГМИИ моделировка формы имеет скорее «скульптурный», нежели «живописный» характер. Одно из известных высказываний Дега хорошо подходит для характеристики рисунка «После ванны» и других произведений этого круга: «До сих пор нагота изображалась в таких позах, которые предполагали присутствие свидетелей. Мои же женщины <...> не думают ни о чем другом, а заняты своим делом. <...> Это как будто подсмотрено через замочную скважину». Известный критик Я. Тугендхольд (в 1922 году) подхватывает замечание Дега: «И он поглядывает сквозь эту замочную скважину не как эротоман, но как исследователь, с полным и серьезным сознанием своей правоты, потому что, только будучи застигнуты врасплох, женщины правдивы и естественны. <...> Дега изучает жесты, связанные с "работой" женщины над собственным телом. <...> Как ни "современны" женщины Дега, в них есть нечто широко-обобщенное, звериное».
В. М.
Эдгар Дега (Edgar Degas)
1834, Париж — 1917, Париж
1917
Французский живописец и скульптор, один из родоначальников импрессионизма.
Учился живописи в Школе изящных искусств (1855–1856) у Луи Ламота, ученика Доминика Энгра, влияние которого сказалось на его раннем творчестве. Познакомился в Школе с Анри Фантен-Латуром и Леоном Бонна. В 1856–1860 годы предпринял пять поездок в Италию, где изучал и копировал произведения мастеров Возрождения. Дебютировал в Салоне 1865 года. Вскоре сблизился с Эдуардом Мане, встречался с Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем. Совершил поездку в Новый Орлеан, США (1872–1873). Принял участие во всех выставках импрессионистов (1874–1886), кроме седьмой (1882), когда протестовал против участия в ней Моне и Ренуара, не порвавших с Салоном. В 1885 году зрение Дега стало ухудшаться, а в последние два десятилетия его жизни оно сделалось катастрофически слабым. Наряду с живописью работал в рисунке, гравюре, монотипии, скульптуре, в каждом из родов искусства выказывая самые смелые творческие подходы.