NeWestMuseum
近代西洋美術館

コレクションЭдгар Дега  После ванны (Нагое тело)

Эдгар Дега
После ванны (Нагое тело)
1888
Бумага, уголь, пастель
37,1х43,8 см
国立プーシキン美術館、モスクワ

来歴

C 1912 – собрание И.С. Остроухова, с 1929 – ГМНЗИ (передан из Гос. Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова), с 1948 - ГМИИ


Inv.: Р-10442

Inv. GMNZI: 812

デスクリプション
После ванны (Нагое тело)После ванны (Нагое тело)
Эдгар Дега
После ванны (Нагое тело)
Увеличить

Подобные мотивы (женщина, принимающая ванну, выходящая из ванны, вытирающаяся после ванны, и т. п.) занимали художника на протяжении многих лет: и в 1880-е, и в 1890-е, и в начале 1900-х годов. Дега крайне редко проставлял даты на своих работах, поэтому точно определить время их создания, если недостает документальных данных, бывает затруднительно. По стилистическим признакам московский лист тяготеет к работам, созданным в конце 1880-х годов, во всяком случае не позднее начала 1890-х: рисунки, сделанные ближе к середине 1890-х, отличаются более «размытыми» контурами, тогда как в этюде из ГМИИ моделировка формы имеет скорее «скульптурный», нежели «живописный» характер. Одно из известных высказываний Дега хорошо подходит для характеристики рисунка «После ванны» и других произведений этого круга: «До сих пор нагота изображалась в таких позах, которые предполагали присутствие свидетелей. Мои же женщины <...> не думают ни о чем другом, а заняты своим делом. <...> Это как будто подсмотрено через замочную скважину». Известный критик Я. Тугендхольд (в 1922 году) подхватывает замечание Дега: «И он поглядывает сквозь эту замочную скважину не как эротоман, но как исследователь, с полным и серьезным сознанием своей правоты, потому что, только будучи застигнуты врасплох, женщины правдивы и естественны. <...> Дега изучает жесты, связанные с "работой" женщины над собственным телом. <...> Как ни "современны" женщины Дега, в них есть нечто широко-обобщенное, звериное».

В. М.