NeWestMuseum
Museum of Modern Western Art

CollectionEdgar Degas  После ванны (Нагое тело)

Edgar Degas
После ванны (Нагое тело)
1888
Paper, charcoal, pastel
37,1х43,8 см
The Pushkin State Museum of Fine Arts

Provenance

C 1912 – собрание И.С. Остроухова, с 1929 – ГМНЗИ (передан из Гос. Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова), с 1948 - ГМИИ


Inv.: Р-10442

Inv. GMNZI: 812

Description
После ванны (Нагое тело)После ванны (Нагое тело)
Edgar Degas
После ванны (Нагое тело)
Увеличить

Подобные мотивы (женщина, принимающая ванну, выходящая из ванны, вытирающаяся после ванны, и т. п.) занимали художника на протяжении многих лет: и в 1880-е, и в 1890-е, и в начале 1900-х годов. Дега крайне редко проставлял даты на своих работах, поэтому точно определить время их создания, если недостает документальных данных, бывает затруднительно. По стилистическим признакам московский лист тяготеет к работам, созданным в конце 1880-х годов, во всяком случае не позднее начала 1890-х: рисунки, сделанные ближе к середине 1890-х, отличаются более «размытыми» контурами, тогда как в этюде из ГМИИ моделировка формы имеет скорее «скульптурный», нежели «живописный» характер. Одно из известных высказываний Дега хорошо подходит для характеристики рисунка «После ванны» и других произведений этого круга: «До сих пор нагота изображалась в таких позах, которые предполагали присутствие свидетелей. Мои же женщины <...> не думают ни о чем другом, а заняты своим делом. <...> Это как будто подсмотрено через замочную скважину». Известный критик Я. Тугендхольд (в 1922 году) подхватывает замечание Дега: «И он поглядывает сквозь эту замочную скважину не как эротоман, но как исследователь, с полным и серьезным сознанием своей правоты, потому что, только будучи застигнуты врасплох, женщины правдивы и естественны. <...> Дега изучает жесты, связанные с "работой" женщины над собственным телом. <...> Как ни "современны" женщины Дега, в них есть нечто широко-обобщенное, звериное».

В. М.