Поль-Сезар Эллё (Paul-César Helleu)
1859, Ван (Бретань) — 1927, Париж.
1927
Французский художник, живописец, рисовальщик и гравер.
После смерти отца, служившего инспектором таможни, Поль-Сезара отправили учиться в Париж в лицей Шапталь. По достижении 17 лет он был принят в Школу изящных искусств в мастерскую Жан-Леона Жерома. В Париже он знакомится с Джеймсом Уистлером и Джоном Сарджентом, на выставке импрессионистов — с Клодом Моне. В качестве приработка Эллё занимается рисунками для расписной керамики Теодора Дека. В этой же мастерской он знакомится с Джованни Больдини, ставшим со временем одним из модных портретистов эпохи. В 1885 году он вместе с Жак-Эмилем Бланшем совершает ознакомительную поездку в Лондон. В этом же году Эллё выставляет в Салоне портрет своей жены Алисы и картину «Вокзал Сен-Лазар». Его увлечение гравюрой на металле (сухой иглой) приносит плоды: в 1887 году известный писатель и коллекционер граф Робер де Монтескью покупает у художника подборку из шести листов. С легкой руки аристократа-денди Эллё входит в светское общество и начинает писать портреты представителей бомонда (например, около сотни этюдов и эскизов он сделал для портрета графини де Греффюль). С 1894 года художник поглощен работой над серией видов Версаля, которая началась с большой картины «Фонтан Латоны», показанной в Салоне того же года. В 1897 году в Салоне Марсова поля художник показал весь версальский цикл и серию марин.
Со второй половины 1890-х годов легкий, изящный и броский «стиль Эллё» завоевывает все больше поклонников. Эдмон Гонкур пишет предисловие для каталога лондонской выставки художника 1895 года, Марсель Пруст выводит его в своем романе «В поисках утраченного времени» под именем Эльстир. Он становится популярным и в Новом Свете. В 1912 году получает заказ на роспись главного плафона нью-йоркского вокзала Grand Central Terminal на тему «Знаки зодиака». В 1927 году Поль-Сезар Эллё умирает в результате неудачно сделанной операции.