Мать и дочь
1894, не позднее 10 ноября
Бумага, кисть тушью
39,1х30,7 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
с 1929 – ГМНЗИ (передан из Гос. музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова, ранее – собрание И.С.Остроухова, приобретен в галерее Дюран-Рюэля, Париж), с 1948 – ГМИИ
Инв.: Р-10448
Инв. ГМНЗИ: 826
С конца 1870-х годов Форен активно сотрудничал со многими журналами и газетами. В разное время он был связан с Le Monde Parisien, Le Figaro, Le Journal Amusant, Le Journal pour Tous, La Vie Parisienne, L'Écho de Paris, Le Rire, Le Courrier Français, Le Fifre и многими другими периодическими изданиями. Значительная часть журнальных рисунков Форена была затем объединена в альбомы, имевшие в то время большой успех у читателей. Данный рисунок из собрания ГМИИ был опубликован в еженедельнике Le Rire, № 1 за 10 ноября 1894 года, что и дает опорную точку для датировки. Он сопровождался следующим текстом, вложенным в уста дочери: Si je ne suis pas rentrée à minuit, tu m'enverras demain matin ma bicyclette, rue Marbœuf, – et puis vous finirez l'gigot («Если я не вернусь к полуночи, отправь мне завтра утром мой велосипед на улицу Марбёф, а уж затем доедайте окорок»). В авторских текстах, сопутствующих изображению, проявилось блестящее литературное дарование Форена. Эти надписи — перлы французского остроумия — становились неотъемлемым компонентом произведения. В творчестве Форена (бытописателя и сатирика) нашли отражение нравы всех слоев французского общества конца XIX века. Художник с безошибочной точностью схватывал черты в облике и поведении людей, характеризующие их как представителей определенной социальной среды. Хотя рисунки Форена кажутся сделанными на одном дыхании, в действительности они являются результатом долгого отбора и «конденсации» впечатлений.
В. М.