Альбер Глез (Albert Gleizes)
1881, Париж — 1953, Авиньон
1953
Французский художник-кубист, теоретик, участник многих авангардистских групп и объединений
Выходец из семьи дизайнера текстиля, Альбер Глез начал интересоваться живописью во время военной службы в первые годы ХХ века. Ранние работы создавал в манере импрессионизма; уже в 1902 году участвовал в Салоне Национального общества изящных искусств, в 1903 году — в Осеннем салоне. В середине 1900-х годов он испытывает влияние постимпрессионизма, к концу десятилетия — фовизма. Принимал участие в выставках салона «Золотого руна» (1908) и общества «Бубновый валет» (1910) в Москве. С 1910 года вместе с Жаном Метценже, Фернаном Леже и Робером Делоне создает собственную версию кубизма; получил известность после совместных выступлений в Салоне независимых и Осеннем салоне в 1911 и 1912 годах.
Глез входил в «Группу из Пюто» и «Золотое сечение», разрабатывал компромиссную эстетику так называемого салонного кубизма. В 1912 году совместно с Жаном Метценже опубликовал трактат «О кубизме», в котором сделал попытку сформулировать общие теоретические принципы этого направления. В 1913 году вошел в число экспонентов «Армори шоу» в Нью-Йорке. С 1915 по 1919 год работал в США, активно участвуя в художественной жизни. Вернувшись во Францию, в 1920–1930-е годы сохранил верность эстетике авангарда, продолжал выставляться в составе группы «Золотое сечение», выступал с лекциями, укрепляя связи с европейскими мастерами беспредметного искусства. В сотрудничестве с ними в 1931 году в Париже основал международную группу «Абстракция — творчество».
К концу 1930-х годов Глез активно работает над монументальными проектами, в последние годы жизни, обратившись к религии, создает росписи для капеллы иезуитов.