Марсель Громер (Marcel Gromaire)
1892, Нуаель-сюр-Самбр (департамент Нор) — 1971, Париж
1971
Французский живописец и график, в ранний период близкий к умеренному экспрессионизму, в поздний — к декоративно-монументальному искусству.
Громер начал учиться в средней школе в Дуэ, затем в Париже в лицее Бюффона, где стал преподавать его отец. Однако, получив степень бакалавра в области права, он оставляет юриспруденцию и с 1910 года посещает студии и академии Коларосси, Рансона и Ла Палетт на Монпарнасе. В 1911 году он участвует в Салоне независимых. Во время Первой мировой войны в ходе боев на Сомме в 1916 году Громер получил серьезное ранение.
В 1920-е годы художник привлек к себе внимание солидных галеристов и коллекционеров. Монументальный, но экспрессивный стиль Громера с четким контурным рисунком и сдержанным колоритом вызвал интерес у доктора Жирардена, ставшего его собирателем все последующие десять лет. В 1921 году в галерее Ла Ликорн состоялась его первая персональная выставка.
В 1925 году художник создает свое этапное произведение «Война», в котором отразились его фронтовые переживания. По словам известного критика того времени Адольфа Табарана, Громер «достиг в этой работе наибольшей выразительности, просто изобразив в разрезе траншеи нескольких застывших в ожидании неповоротливых и угрюмых существ, которые едва ли стали бойцами, но уже перестали быть людьми». В том же году Громер поселяется в артистическом квартале Вилла Сера в XIV округе Парижа, где также живут Жан и Андре Люрса, скульптор Ханна Орлофф и другие. Вместе с Шарлем Дюфреном, Отоном Фриезом, Анри де Варокье мастер преподает в Скандинавской академии.
В 1937 году художник получает государственный заказ на оформление павильона национальной мануфактуры Севр для Всемирной выставки в Париже. С 1939 года он вместе с Жаном Люрса участвует в программе возрождения искусства ковроткачества на фабрике в Обюссоне и создает эскизы для шпалер. Там же, в провинции Овернь, он живет и работает во время Второй мировой войны.
После освобождения Франции художник много выставляется (в галереи Луи Карре в Париже и Нью-Йорке), создает серии городских видов («Нью-Йорк», 1951; «Париж», 1956). Превосходный рисовальщик, Громер в 1958 году иллюстрировал «Макбета» Шекспира. В 1950 году художник становится профессором в Высшей школе декоративных искусств, где до 1962 года ведет мастерскую монументальной живописи.
В 1952 году Громер получает премию Карнеги (США), а спустя четыре года премию Гуггенхайма. В 1963 году в Музее современного искусства Парижа прошла ретроспектива мастера. В это собрание была передана коллекция работ Громера, которую в 1920–1930-е годы собирал доктор Жирарден.