Вирджилио Гвиди (Virgilio Guidi)
1891, Рим — 1984, Венеция
1984
Итальянский художник и поэт, в своем искусстве проделавший путь от сезаннизма и «магического реализма» до абстракции 1950-х годов.
Вирджилио Гвиди родился в семье скульптора. Первоначальные профессиональные навыки получил в Свободной живописной школе в Риме. В 17 лет был принят в качестве практиканта в реставрационную мастерскую, изучал классиков искусства в галерее Боргезе. В 1911 году поступил в Академию художеств на курс живописца Аристиде Сарторио, увлекся живописью Джотто, Пьеро делла Франческо и Корреджо, которая позднее вместе с влиянием Сезанна отразилась в его искусстве. В 1915 году Гвиди принял участие в международной выставке Римского сецессиона. В 1916 году устроился преподавателем рисунка в Военно-инженерную школу. В это же время познакомился с влиятельным арт-критиком и историком искусства Роберто Лонги и художником Джорджо де Кирико.
В 1922 году Гвиди демонстрирует на Венецианской биеннале свою этапную работу «Встреча» (или «Визит»), в которой очевидна отсылка к композиционной схеме «Благовещение» и в которой современные лапидарные формы преображаются в колорите «венецианской школы». Критика отметила пластику Гвиди, представив его как одного из художников тенденции «возвращения к порядку». Немецкий теоретик движения «Магического реализма» Франца Ро отметил его как одного из характерных художников нового постэкспрессионистического искусства.
Гвиди хотя и участвовал в двух первых показательных выставках Novecento Italiano («Итальянский ХХ век» или «Новеченто»), однако дистанцировался от самого этого движения. В 1927 году он переселился в Венецию, где начал преподавать в Академии художеств. Несмотря на устоявшуюся высокую репутацию (его выставки прошли в 1932–1935 годах во Флоренции и Милане), художник не смог преодолеть косность учебной системы в Венеции и был вынужден перейти в Академию художеств в Болонье, куда за ним последовали и его ученики. В 1940-е годы появились первые поэтические произведения Гвиди, которые были изданы лишь спустя десятилетие («Пространства экзистенции», 1959).
В 1950-е годы художник, оставив эксперименты с формой, погрузился в исследование эффектов освещения и цвета, почти вплотную приблизившись к абстракции. В эти годы Гвиди присоединился к движению «спациализма» Лучо Фонтаны, больше всего соответствовавшего его «лирико-знаковым» композициям. Крупнейшие выставочные залы Италии стали считать за честь предоставить ему возможность экспонироваться.