Ян Бартолд Йонгкинд (Johan Barthold Jongkind)
1819, Латтроп (Нидерланды) — 1891, Сент-Эгрев (Франция)
1891
Голландский живописец-пейзажист, акварелист и гравер, один из предтеч французского импрессионизма.
Ян Бартолд Йонгкинд был восьмым ребенком в семье фермера из селения Латтроп. Семнадцати лет от роду он поступил в Академию художеств в Гааге в класс художника-романтика Андреаса Схелфхаута. Особых успехов Йонгкинд добился в акварели и рисунке.
В 1846 году благодаря государственной стипендии молодой художник приезжает в Париж и поступает в мастерскую пейзажиста и мастера исторической картины Эжена Изабе. В 1852 году он впервые выставляется в Салоне и получает медаль 3-й степени. Однако вскоре ввиду закончившихся средств вынужден вернуться на родину. Продажу оставшихся в Париже картин Йонгкинд доверяет своему другу Пьер-Фермену Мартену. Успешно выставившись в салоне Дижона и получив некоторую сумму, вырученную благодаря распродажам Мартена, художник в 1860 году возвратился в Париж. Тогда же он встретился со своей будущей женой, преподавательницей рисунка Жозефиной Фесе.
В 1860-е годы Йонгкинд работает и выставляется вместе с художниками-барбизонцами. Художник-маринист по преимуществу, он приезжает работать с натуры на побережье Нормандии — в Гавр, Трувиль, Сент-Андрес и Онфлер. Здесь он знакомится с Эженом Буденом, на творчество которого окажет влияние, и с Клодом Моне, которого повстречает близ фермы Сен-Симон, прозванной «приморским Барбизоном». В отличие от своих молодых коллег Йонгкинд на пленэре делал лишь акварели и карандашные наброски, на основе которых уже в мастерской выполнял работы маслом. Тем не менее в этих работах сохранялось ощущение свежести и непосредственности. В 1863 году художник представил свою картину «Руины замка де Роземон» (музей Орсе) в Салоне отверженных.
В 1869 году Йонгкинд в последний раз приехал на родину, однако, благодаря своей феноменальной визуальной памяти, он и позднее будет писать пейзажи Голландии. Поездки по Швейцарии, Бельгии и по югу Франции вносят разнообразие в пейзажные ряды мастера. Приблизительно с 1870 года его работами начинают интересоваться влиятельные галеристы Гектор Брам и Адольф Бенье, тогда же ввиду растущей популярности начинают появляться и фальшивые йонгкинды. В 1873 году Йонгкинд перебирается в провинцию Дофине, живет среди селян Ла Кот-Сент-Андре, делает с них наброски, пишет акварели. Злоупотребление алкоголем приводит его в больницу в Сент-Эгрев, в которой он умирает 9 февраля 1891 года. Йонгкинда похоронили в Ла Кот-Сент-Андре.