Мари Лорансен (Marie Laurencin)
1883 (1885 ?), Париж — 1956, Париж
1956
Французская художница, живописец, оформитель спектаклей, книжный иллюстратор.
Вместе с Жоржем Браком Мари Лорансен обучалась в Академии Юмбера в Париже, ее первые опыты в искусстве связаны с росписью фарфора. Около 1905 года она входит в художественную среду Монмартра, сложившуюся вокруг мастерской Пикассо в «Бато-Лавуар» («Плавучая прачечная» — общежитие художников). Вырабатывает индивидуальную манеру, основанную на опыте наивного искусства, наследии неевропейских культур и открытиях авангарда. Но в отличие от своих друзей-авангардистов она внесла в свое творчество больше лирического начала, строя свою пластическую манеру на «деликатных отношениях тонов». С 1907 по 1912 год Лорансен была музой Гийома Аполлинера, публиковала свои стихи под псевдонимом Луиза Лалан. Впервые она выставляется в 1907 году в Салоне независимых, в 1911-м участвует в проекте «Кубистического дома» в Осеннем салоне; ее представляют известной меценатке и коллекционеру Гертруде Стейн, которая приобретает у нее работу.
Как супруга германского подданного, барона Отто фон Ветьена, с началом Первой мировой войны Лорансен вынуждена покинуть Францию и обосноваться в Испании. В Мадриде она встречается с художниками-супругами Робером и Соней Делоне. В 1920 году Лорансен возвращается в Париж, где активно работает и выставляется, пользуясь неизменной популярностью. С 1913 по 1940 год ее регулярно экспонирует знаменитый галерист и коллекционер Поль Розенберг. Лорансен успешно работала как иллюстратор и сценограф: она проиллюстрировала более 30 книг (Эдгар По, Андре Жид, Жан Кокто, Макс Жакоб и др.), создала декорации для антреприз Сергея Дягилева (1924) и для постановок «Комеди Франсез» (1928).