Композиция с фигурой на лестнице (Композиция)
1920
papier, кисть
31,5х23,6 см
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
с 1935 – ГМНЗИ (приобретен у Андерсена, ранее в собрании В.В.Маяковского, получившего в 1922 в дар от художника), с 1948 - ГМИИ
Inv.: Р-10710
Inv. GMNZI: 1312
Мотивы и композиционные элементы, использованные в московском листе (лестница, круг, фигура), встречаются в разных сочетаниях во многих живописных и графических работах Леже 1919–1920 годов. В более ранних композициях с «механическими элементами» человеку либо вообще не было места, либо он полностью отождествлялся с инструментами и продуктами своего труда. В серии рисунков, к которой принадлежит и данный лист, Леже вводит в композицию человеческую фигуру, которая трактована как целостная, а не разъятая на части форма. С этого момента изображение человека приобретает для Леже все более важное значение. Но, разумеется, персонаж в изобразительной системе Леже неизменно понимается, по словам самого художника, «не как ценность психологическая, но исключительно как ценность пластическая», как «предмет». До крайности упрощенные фигуры неотделимы от геометрической конструкции, в которую они вписываются. «Современный человек, — писал Леже, — все более и более подчиняется господствующему геометрическому порядку». Не отказываясь от принципа контрастов, художник стремится привести разнонаправленные силы к равновесию. В ту пору многие представители авангарда испытывали тягу к искусству более строгого и классического строя.
В. М.