Вильгельм Мария Губертус Лейбль (Wilhelm Maria Hubertus Leibl)
1844, Кёльн — 1900, Вюрцбург (Бавария, Нижняя Франкония)
1900
Немецкий художник, выученик академической школы, ставший адептом реализма.
Сын капельмейстера Кёльнского собора Карла Лейбля Вильгельм избрал для себя карьеру художника и в 1864 году поступил в Академию изящных искусств в Мюнхене, где учился у рисовальщика и мастера жанровой картины Артура фон Рамберга и у знаменитого педагога, исторического живописца Карла фон Пилоти. В 1869 году Лейбль, наслышанный об искусстве Гюстава Курбе, приезжает в Париж, где знакомится с новациями французской живописи, в частности с творчеством Эдуарда Мане.
В 1870 году из-за начавшейся Франко-прусской войны он вынужден вернуться на родину. В это время вокруг художника складывается общество единомышленников, которые, как и он, отвергают академические каноны в пользу реалистического видения натуры. В «круг Лейбля» входили такие впоследствии выдающиеся живописцы, как Вильгельм Трюбнер, Карл Шух, Теодор Альт и др.
В 1873 году Лейбль уезжает вместе с художником-жанристом Иоганном Шперлем из Мюнхена, работает в деревушках Верхней Баварии (позднее и в Лотарингии), где пишет сцены из крестьянского быта. В это время он создает одну из самых известных своих картин «Три женщины в церкви» (1878–1883, Кунстхалле, Гамбург), напоминающей колоритом и детализированным рисунком работы старых немецких мастеров, в частности Гольбейна. В своем творчестве Лейбль близко подошел к свободе письма и светоцветовой передаче импрессионизма, но все же при этом придерживался четой артикуляции форм. В 1892 году мастер получил звание профессора живописи. С 1898 года его работы стали выставлять на выставках Берлинского сецессиона.