Суда на реке (Порт в Булони)
Paper, lithography
Размер изображения 27,5х38 см Размер листа: 38,2х56,4 см
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
Происхождение: с 1935 — ГМНЗИ (дар художника); с 1948 — ГМИИ
Inv.: Г-113285
Inv. GMNZI: 936
Название этого листа, присутствующее в инвентаре ГМНЗИ, — «Суда на реке» — отличается от принятого в литературе («Порт в Булони»).
Начиная с 1923 года, после женитьбы на Марсель Мартине, и на протяжении второй половины 1920-х годов Альбер Марке много путешествовал как за рубежом, так и по Франции, в частности, по Бретани, Нормандии, Иль-де-Франс. Во время поездок Марке делал многочисленные зарисовки, некоторые из которых впоследствии послужили основой для гравюр мастера. В частности, таким образом возникла серия гравюр «Берега Сены», созданная в 1929 году и включавшая шесть гравюр, выполненных в технике офорта, а также более ранние композиции мастера, включая этот хранящийся ныне в ГМИИ лист, созданный в технике литографии.
Н.В.
Альбер Марке (Albert Marquet)
1875, Бордо — 1947, Париж
1947
Французский художник-постимпрессионист, близкий к фовизму. Писал преимущественно речные и морские пейзажи.
Учился в Школе декоративных искусств и Школе изящных искусств (класс Фернана Кормона, затем Гюстава Моро), где сблизился с Анри Матиссом, Жоржем Руо, Анри Мангеном и Шарлем Гереном. Копировал произведения Шардена, Пуссена, Веласкеса и Лоррена. После смерти Моро посещал академию Каррьера, где познакомился с Андре Дереном и Жаном Пюи. В 1899 году впервые принял участие в Салоне Национального общества изящных искусств, а в 1901 году — в Салоне Независимых. В 1902 году Марке выставлялся в галерее Эжена Дрюэ, ставшего его маршаном, а со следующего года начал выступать в Осеннем салоне. Летом 1905 года работал в Сен-Тропезе вместе с Матиссом и создал серию морских пейзажей в новой для себя яркой гамме чистых цветов. В 1905 году картины Марке были представлены в седьмом зале Осеннего салона, наряду с работами Матисса, Мангена, Дерена и Мориса Вламинка. Ряд картин, написанных художником в этот период, относятся к лучшим произведениям фовизма. Летом 1906 года работал в Гавре вместе с Раулем Дюфи. На протяжении всей жизни писал набережные Парижа, для чего снимал мастерские с видом на Сену. Много путешествовал, работал во Франции, Англии, Голландии, Норвегии, Швеции, Румынии, Германии, Италии, Марокко, Египте, Тунисе, Испании, Советском Союзе. Второй родиной для художника стал Алжир, где Марке встретил свою будущую жену и провел годы Второй мировой войны.