Альбер Марке (Albert Marquet)
1875, Бордо — 1947, Париж
1947
Французский художник-постимпрессионист, близкий к фовизму. Писал преимущественно речные и морские пейзажи.
В 15 лет, переехав с родителями из Бордо в Париж, Марке поступил в Школу декоративных искусств [Ecole des Arts Décoratifs], где познакомился с Анри Матиссом. В 1895 году Марке успешно сдал экзамены в Школу изящных искусств и начал заниматься в классе Фернана Кормона [Fernand Cormon]. Позднее он присоединился к Матиссу, а также Жоржу Руо, Анри Мангену и Шарлю Герену, которые учились у Гюстава Моро — единственного преподавателя Школы, сочетавшего занятия в студии с беседами о картинах старых мастеров в Лувре и их копированием. Марке делал копии произведений Жана Батиста Шардена [Jean Baptiste Chardin], Николы Пуссена [Nicolas Poussin], Диего Веласкеса [Diego Velázquez] и Клода Лоррена [Claude Lorrain]. После смерти Моро Марке наряду с Матиссом посещал академию Эжена Каррьера [Eugène Carrière], где сблизился с Андре Дереном и Жаном Пюи.
В 1899 году картины художника впервые экспонировались в Салоне Национального общества изящных искусств. На следующий год он, как и Матисс, подрядился выполнять малярную работу по орнаментальной росписи фриза Гран-Пале [Grand Palais] к предстоящей Всемирной выставке.
Гран-Пале, Париж
1900
Архив ГМИИ им. А. С. Пушкина
Если в первых работах Марке заметно влияние Анри Фантен-Латура [Henri Fantin-Latour], то на рубеже XIX–XX веков он, предваряя фовизм, начинает писать крупными красочными плоскостями («Модистки», около 1901). В 1901 году художник впервые принял участие в Салоне Независимых, представив картину «Абсида собора Парижской Богоматери» [«Abside de Notre-Dame de Paris»] (1901, Музей изобразительных искусств и археологии, Безансон).
Альбер Марке
Абсида собора Парижской Богоматери
1901
Холст, масло. 50 х 61
Музей изобразительных искусств и археологии, Безансон
© Bridgeman / Fotodom
В 1902 году Марке выставлялся в галерее Эжена Дрюэ [Eugene Druet], ставшего его маршаном, а со следующего года начал выступать в Осеннем салоне. Летом 1905 года художник работал в Сен-Тропезе вместе с Матиссом и создал серию морских пейзажей в новой для себя яркой гамме чистых цветов.
В 1905 году картины Марке («Солнце над деревьями») были представлены в седьмом зале Осеннего салона, названном критиками «клеткой диких», наряду с работами Матисса, Мангена, Дерена и Мориса Вламинка. Ряд картин, написанных художником в этот период, относятся к лучшим произведениям фовизма («Пляж в Фекане» [«La plage de Fécamp»], 1906, Центр Помпиду, Париж). Однако, ставя перед собой сходные с фовистами колористические задачи, Марке по существу оставался в стороне от них и вскоре перешел к более сдержанной тональности и умеренному использованию чистого цвета («Вид на Сену и памятник Генриху IV», 1906).
Альбер Марке
Пляж в Фекане
1906
Холст, масло. 50 х 61
Национальный музей современного искусства, Центр Пампиду, Париж
© AKG Images / East News
Кроме того, Марке интересовали эффекты атмосферы и освещения, которые игнорировали фовисты. Художник использовал неожиданные ракурсы и смелое кадрирование, сохраняя, в отличие от Матисса, перспективные сокращения. В этот период на Марке оказала сильное влияние японская живопись с ее лаконичной выразительностью, о чем свидетельствую выполненные им многочисленные рисунки тушью.
В 1906 году выдающийся историк искусства Эли Фор [Elie Faure] пригласил художника, с которым его связывала тесная дружба, на выставку «Свободная эстетика» [«La Libre Esthetique»] в Брюссель. Летом того года Марке работал в Гавре вместе с Раулем Дюфи, а галерея Дрюэ организовала выставки его картин в нескольких городах Германии.
Пейзаж — главным образом, речной и морской — стал основным жанром в творчестве Марке. На протяжении всей жизни он писал набережные Парижа («Наводнение в Париже», 1910; «Дождливый день в Париже, Собор Парижской Богоматери», 1910), для чего снимал мастерские с видом на Сену. Помимо пейзажей Марке создал немало этюдов обнаженной натуры, значительно реже обращался к жанрам портрета и натюрморта («Мать художника» [«La Mère de l'Artiste »], 1905–1906, Музей изобразительных искусств, Бордо).
Альбер Марке
Мать художника
1905-1906
Холст, масло.
Музей изобразительных искусств, Бордо
В поисках мотивов Марке много путешествовал: география его картин включает бухты и рыбацкие поселки на побережье Франции, портовые города Англии, Голландии, Норвегии, Швеции, Румынии, Германии («Гамбургский порт», 1909), Италии («Неаполитанский залив», 1909). В 1913 году вместе с Матиссом Марке посетил Марокко; он побывал также в Египте и Тунисе, в Испании и даже в Советском Союзе. Второй родиной для художника стал Алжир, где Марке встретил свою будущую жену и провел годы Второй мировой войны.
На протяжении многих лет стиль художника менялся мало. Сочетая непринужденность манеры письма c точностью наблюдений, Марке достиг редкого артистизма в передаче свето-воздушной среды, зачастую возвращаясь к прежним мотивам ради того, чтобы представить их в других погодных условиях или при ином типе освещения. Поздние пейзажи художника по свежести восприятия и живописной изысканности мало уступают его ранним произведениям («Понт-Нёф» [«Pont Neuf»], 1935–1939, Центр Помпиду, Париж).
Альбер Марке
Понт-Нёф ночью
1935-1939
Холст, масло. 82,5 х 10,5
Национальный музей современного искусства, Центр Пампиду, Париж
© Bridgeman / Fotodom