Красные рыбы (Золотые рыбки)
1912
Холст, масло
140×98 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
В июле 1912 приобретена С.И. Щукиным у художника за 6000 франков. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3299
Инв. ГМНЗИ: 115
Художник работал над этим полотном после возвращения из своего первого путешествия в Марокко, откуда он вернулся в апреле 1912 года. Главный «герой» композиции — сосуд с золотыми рыбками — связан с североафриканскими впечатлениями: Матиссу запомнилось, как марокканцы проводили часы за созерцанием аквариумов, и этот мотив стал для мастера олицетворением медитативного состояния. Марокканские ассоциации совместились у мастера с культом любования рыбками, известным на Дальнем Востоке. Принадлежавший художнику крупный цилиндрический сосуд с золотыми рыбками, который Матисс требовал содержать в идеальной чистоте, неоднократно становился частью его полотен. Здесь же он занял центр композиции.
Избранный Матиссом сосуд идеальной формы становится своего рода объектом для лабораторного исследования: яркий окрас рыбок заставляет воспринимать их как абстрактные пятна, а прозрачная вода превращает аквариум в линзу, преобразующую окружающую среду. В «Красных рыбах» из щукинской коллекции эти эффекты выявлены с максимальной яркостью. Располагая композицию натюрморта в саду своего дома в Исси-ле-Мулино, Матисс делает аквариум центром своеобразного оазиса на грани реального и воображаемого. Единственная работа с мотивом аквариума, исполненная в саду, а не в интерьере, «Красные рыбы» остались и наиболее сильной в этой группе натюрмортов. Возможно, художник готовил ее к приезду московского коллекционера. В июле 1912 года, во время своего визита в мастерскую Матисса, Сергей Щукин действительно остановил свой выбор именно на этом полотне, которое немедленно увез в Москву. Коллекционер дополнил им композицию созданного чуть более полугода назад ансамбля Розовой гостиной. Он находился под столь сильным впечатлением от работы, что полтора месяца спустя уже просил Матисса создать, как он писал, «пару моим рыбам».
Ал.П.