Танец. Композиция № I (Эскиз к панно «Танец»)
1909
Paper, pen, ink, watercolor
22,1х32 см
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
с 1929 – ГМНЗИ (передан из Гос. музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова, ранее – собрание С.И. Щукина), с 1948 - ГМИИ
Inv.: Р-10449
Inv. GMNZI: 827
Московская акварель соотносится с первым вариантом панно «Танец» (так называемый «Танец I») из Музея современного искусства в Нью-Йорке. Однако это не эскиз картины (как когда-то считалось), а воспроизведение уже законченного полотна. Авторская надпись на московском листе — Composition no I — увязывает его с другим рисунком, также из собрания ГМИИ (инв. Р-10308), обозначенным как Composition no II. Обе акварели связаны с проектом украшения лестницы московского особняка С. И. Щукина в Большом Знаменском переулке (подробнее об этом проекте см. в комментарии к панно «Танец» и «Музыка» из собрания Эрмитажа). В конце февраля 1909 года С. И. Щукин встречался с Матиссом в Париже и видел в его мастерской «Танец I», над которым художник тогда работал. Московскому коллекционеру понравился этот замысел, и он загорелся желанием иметь подобное панно у себя дома. В письме Матиссу, отправленном 6 марта уже из Москвы, С. И. Щукин упоминает о «большой картине», которая могла бы украсить лестницу в его особняке, и просит прислать ему «набросок в цвете». «Композиция № I» и явилась ответом на эту просьбу, причем почти одновременно Матисс послал в Москву и «Композицию № II» (соответствующие письма датированы 11 и 12 марта). 16 марта С. И. Щукин подтвердил получение обоих писем «с эскизами больших картин». На основании изложенных фактов московские рисунки должны быть датированы около 11 марта 1909 года. Впоследствии С. И. Щукин отклонил идею, зафиксированную в «Композиции № II» («Купальщицы»), и выбрал музыку в качестве темы панно, парного к «Танцу». Второй вариант «Танца» («Танец II») и панно «Музыка» (оба — ГЭ) были закончены летом 1910 года и в декабре доставлены в Москву.
В. М.