Мастерская художника (Этюд к картине «Мастерская художника»)
1912
papier, карандаш, aquarelle
21,6х26,8 см
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
С 1920 – ВМНЗЖ (передан из Шестого пролетарского музея, до 1918 – в ВЧК, до 1917 - в собрании С.И. Щукина, был пожертвован на благотворительный аукцион в пользу жертв войны, Москва 12 декабря 1917), с 1923 – ГМНЗИ, с 1948 – ГМИИ
Inv.: Р-10478
Inv. GMNZI: 484
Акварель связана с картиной «Красная мастерская» из Музея современного искусства в Нью-Йорке, начатой в октябре и законченной в декабре 1911 года. Нью-йоркское полотно, представляющее левую часть мастерской Матисса в Исси-ле-Мулино, перекликается с панно «Розовая мастерская» (ГМИИ), на котором изображена ее правая часть. Почти все предметы на картине из Нью-Йорка и соответственно на акварели из ГМИИ — произведения самого Матисса: живопись, скульптура, керамика. Долгое время считалось, что московская акварель является эскизом будущей живописной композиции. Такое мнение как будто подтверждалось надписью С. И. Щукина на обороте листа: «Первая мысль о картине». Однако в действительности акварель скорее всего представляет собой воспроизведение, чуть-чуть неточное в деталях, законченного полотна: ведь ее цветовой строй отражает именно окончательное колористическое решение. (Дело в том, что первоначально, как показывает съемка картины в инфракрасных лучах, стены мастерской были изображены в ней не красными, а голубовато-серыми, что более соответствовало натуре.) Оказывается, Матисс предлагал С. И. Щукину (в декабре 1911 года) приобрести картину «Красная мастерская». В письме, датированном 15 января 1912 года, коллекционер просил прислать ее «акварельный эскиз». 14 февраля 1912 года он извещал Матисса о том, что накануне получил «акварель к большой красной картине» (отправленную из Танжера 1 февраля) и вежливо отклонял предложение художника. Очевидно, акварель была сделана в ответ на просьбу коллекционера, то есть во второй половине января 1912 года
В. М.