Хоан [Жуан] Миро (Juan Miro)
1893, Барселона — 1983, Пальма-де-Майорка
1983
Знаменитый испанский художник-сюрреалист, живописец, скульптор, график и дизайнер.
Миро происходит из семейства мастеров прикладного искусства — краснодеревщиков и ювелиров. Учился вначале в Коммерческой школе, затем (с 1907 года) в Школе изящных искусств в Лонхе. С 1910 года после недолгой работы на складе колониальных товаров все больше времени проводит на приобретенной родителями ферме в Монтруиге близ Таррагоны. В 1911–1914 годах продолжает обучение в частной художественной школе архитектора Франсиско Гали, затем в Свободной академии Святого Луки, где учился до 1918 года. Предпринимает первые самостоятельные опыты в искусстве под влиянием импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма и кубизма; с 1915 года обосновывается в отдельной мастерской. В 1918 году впервые выставляется в галерее Далмау в Барселоне. В 1919 году посещает Париж, с 1920-го входит в круг дадаистов и будущих сюрреалистов (в 1924 году он подписывает первый манифест сюрреализма), благосклонно принят соотечественником — Пабло Пикассо. Работает в юмористической и одновременно поэтичной манере, основанной на традициях испанской и каталонской народной культуры. Тесно сблизившись с сообществом сюрреалистов (Андре Бретон, Поль Элюар, Луи Арагон), художник в середине 1920-х годов обращается к обобщенным, интуитивным формам-знакам.
В 1920–1930-е годы Миро активно выставляется во Франции и США, создает «скульптуры-объекты». В живописи он склоняется к более монументальным формам, успешно работает как гравер и театральный художник. Участвует в оформлении павильона республиканской Испании на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. После оккупации Франции в 1940 году переезжает в Испанию. С 1944 года Миро экспериментирует в области художественной керамики. В послевоенные годы попеременно живет в Барселоне и в Париже, часто посещает США, где исполняет монументальную настенную скульптуру для отеля «Хилтон Террас» в Цинцинати (1947) и такого же рода произведение для Гарвардского университета (1950). В 1958 году для здания штаб-квартиры ЮНЕСКО художник выполнил два больших настенных керамических панно — «Стена Солнца» и «Стена Луны».
В начале 1960-х годов Миро обращается к формам чистой абстракции. В 1974 году становится героем персональной выставки в Гран-Пале и Городском музее современного искусства в Париже. В 1975 году при участии мастера на горе Монтжуик близ Барселоны открылся Фонд Миро — мемориальный музей мастера и одновременно художественная школа.