Déjeuner sur l\'herbe
1866
Huile sur toile
129,8 x 181,1 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
1918, de la collection de S. I. Stchoukine
Inv.: Ж-3307
Inv. GMNZI: 133
«Завтрак на траве», самая ранняя картина Клода Моне в московских собраниях, была далеко не первой покупкой Сергея Щукина. Коллекционер, уже владевший гораздо более смелыми произведениями французского мастера, приобрел это полотно лишь в 1904 году.
Считается, что замысел картины родился в 1865 году, когда Моне работал в Шайи, на окраине леса Фонтенбло. Большеформатное полотно (465×640 см), пострадавшее от сырости, в 1884 году было разрезано художником на три части, две из которых (левая и центральная) сохранились и теперь находятся в музее Орсе. То, что было приобретено Щукиным, долгое время считалось подготовительным эскизом к большой картине. Однако смысловая наполненность и пластическая завершенность работы, тщательно проработанные детали и авторская подпись свидетельствуют о том, что в московскую коллекцию попало уменьшенное авторское повторение погибшего полотна, исполненное, вероятно, в 1866 году.
Произведение принадлежит к числу редких в творчестве Клода Моне многофигурных картин. Предполагается, что для этой композиции позировало всего три человека: художники Фредерик Базиль и Альберт Ламброн, а также невеста Моне Камилла Донсье. Однако некоторые исследователи берут под сомнение сам факт ее пребывания в Шайи и предполагают, что роль моделей могли сыграть несколько молодых особ, так или иначе пересекавшихся с художником в этот период, — «молоденькую Габриэль» или «маленькую Эжени».
Выбором сюжета художник, безусловно, хотел отдать дань знаменитому одноименному полотну Эдуарда Мане. Но в отличие от Мане, создавшего ироничный парафраз ренессансной иконографии, Моне запечатлел сцену пикника простых горожан, в которой главную роль играли световые и цветовые рефлексы, то есть сама живопись.
Щукин понимал, какое особое место занимает эта работа в творчестве мастера. Отнюдь не случайно в комнате Моне в особняке коллекционера картина «Завтрак на траве» висела отдельно от всех других произведений Моне.
А.П.
Клод Моне (Claude Monet)
1840, Париж — 1926, Живерни
1926
Французский художник, один из основателей и крупнейших мастеров импрессионизма.
Детство и юность Моне прошли в Гавре. В 1859 году отправился в Париж, занимался в Академии Сюиса (класс Глейра). Дебютировал в Салоне в 1865 году. В 1870 году женился на натурщице Камилле Донсье и уехал из Парижа в Нормандию. С началом Франко-прусской войны вместе с семьей перебрался в Лондон, чтобы избежать мобилизации. Вернувшись на родину, обосновался в Аржантёе на Сене (1871–1878). В 1874 году совместно с Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарро и другими организовал выставку, вошедшую в историю как первая экспозиция импрессионистов. Принял участие в пяти выставках Общества (1874, 1876, 1877, 1879, 1882). В 1878 году перебрался в Ветёй. Знакомство Моне с женой предпринимателя Эрнеста Ошеде Алисой переросло в бурный роман, и в 1892 году они сочетались браком. После выставки в галерее Жоржа Пти (1889), принесшей Моне материальную независимость, он купил дом в Живерни, в котором прожил 43 года. Много путешествовал: был в Нормандии, на Средиземном море, в Лондоне, Венеции. Последним масштабным произведением художника стали «Большие декорации» для Музея Оранжери, работа над которыми продолжалась с 1914 по 1922 год.